Китай запускает систему торговли квотами на выбросы парниковых газов

В КНР запускается самая масштабная в мире национальная система торговли квотами на выбросы парниковых газов. Под новую систему регулирования попадают предприятия энергосектора, ответственные за почти 40% выбросов парниковых газов. Введение системы поможет как снизить выбросы в самом Китае, занимающем первое место по эмиссии парниковых газов в мире, так и опробовать новую модель углеродного рынка (предыдущие, в частности в ЕС и Калифорнии, работают пока не слишком успешно). Впрочем, основная мотивация климатических действий Китая лежит в области снижения загрязнения качества воздуха и повышения конкурентоспособности китайской продукции на мировых рынках, полагают эксперты.

На прошлой неделе главное управление ЦК Коммунистической партии Китая и Госсовет страны в совместном заявлении сообщили о запуске общенационального углеродного рынка в стране. Детали нового регулирования раскрыла в разъяснительном документе Национальная комиссия развития и реформ Китая. Напомним, с 2013 года пилотные углеродные рынки функционировали в семи провинциях страны. Они предназначены для реализации квот энергетического, цементного, сталелитейного и ряда других секторов, их совокупный оборот составляет $680 млн, средняя цена за тонну сокращения выбросов СО2 — от $3 до $10.

Новая схема затронет около 1700 компаний энергетического сектора, если их выбросы превышают 26 тыс. тонн СО2 в год, совокупно это около 3,3 млрд тонн, или 39% всех выбросов в стране. Точная дата начала торгов на рынке пока не называется, предполагается, что в ближайший год компании будут перепроверять и верифицировать свою углеродную отчетность, а также получать квоты в тестовом режиме. Полностью рынок должен заработать к 2019 году.

Эти планы позволяют говорить о запуске в КНР крупнейшего в мире углеродного рынка. Сейчас в этой области работают Европейская торговая система в ЕС и рынки в Новой Зеландии, Южной Корее, Калифорнии и ряде северо-восточных штатов США и провинций Канады — однако старые рынки демонстрируют не слишком положительную динамику. Так, рынок в ЕС был запущен в 2005 году, он покрывает около 40% всех выбросов (2 млрд тонн СО2), но для его успешного функционирования — обеспечения перераспределения зеленых инвестиций в снижение выбросов парниковых газов — цена на единицу снижения выбросов должна была находиться на уровне ?25–30, однако в последние несколько лет она составляет менее ?10 (сейчас — около ?7). Начиная с 2014 года рынок регулярно реформируют, о последнем пакете реформ было объявлено в ноябре этого года. Его суть — в изъятии или резервировании избыточных квот (чтобы сократить предложение и поднять цены), а также запрет приобретать права на сокращения на других рынках. Калифорнийский рынок был запущен в 2011 году, ожидаемая цена на нем составляла порядка $30–40 за тонну, однако в реальности она оказалась порядка $13. Главные проблемы крупнейших действующих рынков — сложности с точным расчетом квот и макропрогнозированием, а также требования промышленных компаний повысить объем разрешений на выбросы: все это приводит к избытку квот и низким ценам на них — что, в свою очередь, не позволяет рынкам работать на «озеленение» экономик настолько успешно, как это предполагалось.

Китай пытается учесть этот опыт, говорят разработчики его системы. Как именно будут распределяться квоты, пока не определено — первый год работы системы уйдет на тесты. По прогнозам China Emission Exchange (управляет углеродной торговлей в Гуандуне), начальная цена на национальном рынке, скорее всего, составит порядка $7,50 за тонну СО2, но в будущем может вырасти до $45.

Китай занимает первое место по объему выбросов парниковых газов в мире. В период с 2000 по 2010 год их выбросы в стране увеличились более чем вдвое (на 110%). Впоследствии рост несколько замедлился — с 2010 по 2016 год они выросли только на 16% из-за снижения потребления угля (падало на протяжении нескольких лет, но может вновь вырасти в этом году), развития возобновляемой энергетики и энергоэффективности. Цель КНР в рамках Парижского климатического соглашения — до 2030 года пройти пик эмиссии парниковых газов, снизив углеродоемкость ВВП на 60–65% от уровня 2005 года. По прогнозам различных международных организаций, введение национального углеродного рынка поможет снизить выбросы минимум на 30% к 2030 году.

Насколько успешна китайская модель, можно будет понять лишь через несколько лет. Но запуская рынок, КНР руководствуется не только «климатическими» целями, но и необходимостью «снижения катастрофического загрязнения воздуха, а также технологического перевооружения страны», считает глава программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. С ним согласен и член генсовета «Деловой России» Олег Плужников. По его словам, среди основных проблем экономики Китая — «конкурентоспособность производимых в стране товаров, экология и энергетическая безопасность, а реализация комплексной программы регулирования выбросов позволяет китайскому правительству убить всех трех зайцев». Игорь Макаров из ВШЭ отмечает, что эксперимент с созданием китайского рынка играет важную роль и для международной климатической политики, находящейся в непростой ситуации после объявления о планах выхода США из Парижского климатического соглашения.

Категории:
510
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.