Импортозамещение в ТЭК стало одной из тем 1-го дня Национального нефтегазового форума 2018

Российский топливно-энергетический комплекс все больше снижает свою зависимость от импортного оборудования и технологий. Не все идет гладко, но успехи, определенно, имеются. О том как реализуются процессы импортозамещения в ТЭК говорили участники сессии «Импортозамещение и локализация в нефтегазовой промышленности», прошедшей 17 апреля 2018 г в рамках Национального нефтегазового форума 2018 (ННФ-2018). О деятельности Минпромторга РФ в этом направлении рассказал директор департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения министерства М. Иванов. По его словам, зависимость российского ТЭК от импорта удалось снизить на 8% — с 60% в 2014 г до 52% в 2017 г. Процесс этот идет даже с небольшим опережением планов — на 2017 г планом было достижение показателя в 55%. К 2020 г импортозависимость планируется снизить до 43%. Но импортозамещение идет очень неравномерно. Стартовые условия во различных секторах ТЭК разные, соответственно и динамика также очень сильно отличается. Это обусловлено различающейся изначальной долей иностранного оборудования, уровнем развития отечественных компетенций, финансовыми возможностями компаний и др факторами. Успешно идет сокращение зависимости российской нефтепереработке от импортных катализаторов. Доля импорта по данному направлению упала с 62% в 2014 г до 39% в 2016 г. Также еще в 2016 г удалось обеспечить почти 100%-ное импортозамещение труб большого диаметра для нефтегазовой отрасли.

Но доля импортных технологий и оборудования остается очень высокой в наиболее высокотехнологичных отраслях. В частности, речь идет о технологии производства сжиженного газа ( СПГ ), программных средств для геологоразведки, бурения, добычи и переработки. Еще одно проблемное направление — производство газовых турбин большой мощности. М. Иванов остановился на 1 из этих направлений, по которому Минпромторг начал работу в декабре 2017 г, — освоению компетенций в области средне- и крупнотоннажного производства СПГ. Технологии и даже собственные лицензиары в области малотоннажного СПГ в России уже имеются. Но по части средне- и крупнотоннажного СПГ предстоит большой объем работы. Минпромторг наметил конкретный план работы и сформировал дорожную карту. Утвердить дорожную карту правительство РФ может уже в ближайшее время. Объем финансирования разработки российских технологий в сфере производства СПГ из средств федерального бюджета в 2018-2020 гг составит почти 10 млрд руб. Импортозамещение в российском ТЭК тормозится из-за ограниченных возможности государства по финансовой поддержке компаний, а также их ограниченный доступ к долгосрочному финансированию. Еще 1 серьезная проблема — асимметрия информации, которая препятствует эффективному взаимодействию между участниками отраслей ТЭК, учеными и промпредприятиями, что может приводить к дублированию их усилий и расходов.
444
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.