Андрей Витковский: «Электромобиль идеален для сибирских морозов»
Кризисы последних лет активно способствовали проникновению электромобилей на российский рынок и развитию зарядной инфраструктуры в городах. Дальше всех по пути электромобилизации пошел Красноярск. Руководитель проекта «Электрозаправки» в СГК Андрей Витковский в интервью sibgenco.online рассказал о том, как будет масштабироваться проект в дальнейшем, что может стать триггером для покупки электрокара и кто должен выступить в качестве амбассадора этой темы в Сибири.
— 18 января в Красноярске состоялось официальное открытие сети зарядных станций. Насколько этот проект уникален для России?
— Скажем так, аналога системного развития внутриквартальных зарядных станций в городах РФ сегодня нет. После торжественного открытия я обсуждал перспективы с коллегами, которые занимаются организацией зарядной инфраструктуры в других регионах страны (мы состоим в одном чате). И они подтвердили, что нечто подобное реализуется еще на Сахалине, но там проект в стадии проработки и пока не запущен. Красноярск оказался впереди России всей, и это очень важно. В таком, проблемном с точки зрения экологии городе, электромобилизация — стратегически важное решение. И рынок требует: в городе растет число полностью электрических авто, сегодня их уже более 500, значит нужно где-то заряжать.
— Каким образом выбирались места для размещения зарядных станций?
— На протяжении полугода велась подготовительная работа. В первую очередь проведено ранжирование районов по плотности населения. В местах, где проживало наибольшее число горожан, были выбраны дворы и трансформаторные подстанции, на которых можно разместить зарядные станции. Учитывали несколько факторов: наличие парковочных мест, запас мощности трансформаторной подстанции для последующего увеличения количества оборудования, удобство заезда, равномерное распределение по всему городу. Зарядные станции установлены таким образом, чтобы как можно больше потенциальных владельцев электромобилей проживали в радиусе 300-400 метров от места установки.
— А в столицах, где даже общественный транспорт частично на электротяге, такой инфраструктуры нет?
— По всей России и в Москве мало кто занимается развитием зарядной структуры во дворах. Конечно, есть быстрые зарядки на трассах, возле деловых и торгово-развлекательных центров. В новых жилых комплексах часто есть возможность зарядить электромобиль. Но это не системная история, ни один из операторов этим серьезно не занимается.
— Вы сказали, что появление такой сети — это ответ на вызовы времени и требования рынка. Первые недели эксплуатации подтверждают вашу мысль, вы увидели спрос?
— Мы открыли сеть из 51 станции в пусконаладочном режиме только перед Новым годом. В новый год они были включены, мы начали тестирование и выявили некоторые ошибки в программном обеспечении. Сложностей много, бывает, люди приезжают зарядиться, а места на парковке заняты бензиновыми авто, часто возникают какие-то технические накладки. Поэтому говорить о востребованности по факту двухнедельного тестирования несколько преждевременно. Сейчас мы просто отслеживаем каждую зарядную сессию, анализируем отказы, объемы потребления, причины завершения брони.
Кроме того, мы изначально рассчитывали, что появление электрозарядки во дворе многоквартирного дома станет триггером для покупки электромобиля. Человек, может быть, и не задумывался об этом никогда, но увидел инфраструктуру, стал прикидывать и считать. Можно сказать, что развитие проекта мы в большей степени связываем с новыми владельцами экологических авто.
Мы считаем, что зарядные станции переменного тока (медленные) во дворах жилых домов очень удобны: владельцы электроавтомобилей могут поставить их на подзарядку в вечернее или ночное время, а утром уехать по своим делам на заряженном авто. Днем зарядное оборудование может быть полезно людям, работающим в этом квартале. Уверен, что наши станции — это надежная альтернатива небезопасным способам зарядки, когда кустарным образом прокладываются электропровода из квартир, порой с высоких этажей.
— Станции зарядки подразумевают какие-то дополнительные удобства — туалет, общепит, магазин?
— Что касается инфраструктуры, то наличие кафе/туалета и т.д. востребованы на быстрых зарядных станциях, и нынешние операторы стараются устанавливать их на трассах рядом с инфраструктурами объектами, а в городе рядом с торговыми центрами или досуговыми заведениями. Медленные же станции не требуют такой инфраструктуры, так как зарядка «до полного бака» составляет 4-7 часов. Поэтому их предпочтительно ставить там, где люди живут или работают, где прибывают долгое время.
— Как рассчитывались тарифы на зарядку автокаров?
— Делая ставку на ночное потребление, мы предложили два тарифа для наших клиентов: дневной и ночной. Последний будет максимально приближен к себестоимости электроэнергии из домашней розетки и составит 3,9 рубля/ кВт*ч. Надеемся, что это повысит лояльность тех владельцев электромобилей, которые уже ездят по дорогам Красноярска, и они станут нашими клиентами. И, конечно, нужно добавить, что весь первый месяц тестовой работы зарядка авто для владельцев будет бесплатной.
— Каковы параметры электромобилизации на сегодня? Кризис последних лет скорректировал проникновение электромобилей в жизнь россиян или наоборот?
— В последние годы было несколько различных кризисов, и они по-разному отразились на мировых рынках и производстве, покупательской способности населения в нашей стране. Если подвести черту под 2022 годом, то можно сказать, что все произошедшее ранее, скорее, способствовало развитию электромобилизации. Во-первых, согласно распоряжению Правительства РФ №2290-р были запущены пилотные программы по субсидированию и развитию быстрых зарядных станциях в городах, во-вторых, из-за снижения курса японской йены снизилась стоимость японских б/у электромобилей (а их в Сибири 95%), в-третьих, после ухода ряда производителей автомобилей из России, на их место пришли новые марки, и минимум две уже вошли в серию, я говорю про Москвич и Эволют. Ну, и самое главное: электромобилизировнная Россия в 2022 году пополнилась на 50 чудесных зарядных станций нашего проекта.
— Кстати, как зарекомендовали себя электромобили и предназначенная для них инфраструктура в сибирском климате?
— Если мы говорим о климатических условиях, то тут нет разницы, так как электромобиль прекрасно себя чувствует в морозную погоду, даже «заводится» и едет, тогда как бензиновый отказывается. В -30 градусов у бензиновых авто замерзают технические жидкости и разряжается стартующий аккумулятор, при этом с электромобилем ничего подобного не происходит, у него просто нечему замерзать. Единственный нюанс: в условиях низких температур батарейка садится быстрее, так как много энергии уходит на обогрев, это уменьшает пробег на одной зарядке. Но в целом машины с электроприводом на порядок менее капризные.
— Какой регион следующий, после Красноярска, будет электромобилизован? Где планируется строить станции?
— У нас в работе находятся все регионы присутствия СГК и даже несколько соседних областей. Но конкретно назвать город или субъект я смогу только перед запуском сети. Уверен, что когда мы «обкатаем» проект в Красноярске, дальше он начнет активно масштабироваться и полетит.
— В Сибири уже появились амбассадоры электромобилизации (известные люди, крупные чиновники), которые выбрали электромобиль, как средство передвижения, и активно продвигают тему в жизнь?
— Я очень надеюсь, что в каком-нибудь городе руководитель большого бизнеса или предприятия, высокопоставленный сотрудник администрации или какой-нибудь лидер общественного мнения пересядет на электрокар и станет наглядным примером того, как это доступно, просто и полезно.