In-power.ru

Какой будет инфраструктура для электромобиля в Сибири

Сибирская генерирующая компания и ПАО «Россети Сибирь» заключили соглашение об установке в Красноярске 50 зарядных станций для электромобилей. Главный эксперт Департамента взаимодействия с клиентами «Россети Сибири» Дмитрий Соседкин в интервью sibgenco.online рассказал об основных целях и KPI этого проекта.

— Как вы оцениваете уровень электромобилизации в Сибири на сегодняшний день?

— В Сибирском федеральном округе, по данным ГИБДД, зарегистрировано порядка 2060 машин с электродвигателем, при этом зарядная инфраструктура находится в зачаточном состоянии: проще говоря, станций нет. Население использует домашние розетки: в гараже или частном доме из окна бросается удлинитель, и таким образом идет зарядка электрокара.

— Опишите среднестатистического владельца электромобиля в Сибири, это визионер, человек будущего?

— Еще недавно я бы сказал, что это мужчина-энтузиаст, любитель нестандартных решений, не обязательно предприниматель, возможно, представитель рабочего класса, который обдумал, посчитал и выбрал наиболее дешевый вид транспорта. Однако сегодня за руль электрокара активно садятся женщины, которые привыкли считать семейный бюджет.

Как правило, машина с электродвигателем — вторая в семье, наряду с полноценным олдскульным автомобилем на бензине, который предназначен для дальних поездок. На электромобиле перемещаются преимущественно по городу.

75% электрокаров — это подержанные Nissan Leaf, их батарея (24 киловатта) рассчитана на 120 километров пути в летний период. В эксплуатации они гораздо дешевле и удобнее, но если нужно к бабушке в деревню или в отпуск в соседний регион, то пока выбор очевиден в пользу авто на бензине.

— Из-за отсутствия инфраструктуры для электромобилей?

— Конечно. Но постепенно электромобилизация набирает популярность: в прошлом году в потоке я замечал 1-2 машины с электродвигателем, а сейчас это полноценные участники движения. Я живу за городом и каждый день наблюдаю на трассе автовозы, которые перегоняют авто из Японии. Так вот из десяти машин — три уже на электротяге. Это хорошая иллюстрация тренда.

Также нужно упомянуть о менее малочисленной, но влиятельной категории VIP-автовладельцев — это бизнес-элита региона, которая может позволить себе новый электромобиль премиального класса: Tesla, Jaguar, BMW. Но чаще всего для них это дань моде, потребность выделиться на дороге, нежели продвижение каких-то ценностей. А вот среднего класса владельцев электрокаров в России сегодня просто не существует.

— Вы сам владелец электромобиля?

— Нет у меня гибридное авто: есть двигатель внутреннего сгорания плюс батарея, и я вполне доволен. Но в перспективе рассматриваю возможность приобретения электромобиля. Когда мы реализуем совместно с СГК проект по установке медленных зарядных станций, можно будет без проблем и потери в комфорте пересесть на элетрокар.

Напомню, что премьер российского правительства Михаил Мишустин почти год назад утвердил концепцию электромобилизации, которая, помимо развития сети зарядных станций, подразумевает локализацию производства электрокаров на территории РФ. Сюда укладывается история с «Москвичем», который перешел в собственность администрации Москвы, и где планируют развивать производство автомобилей с электродвигателями. Это будущее, которого мы ждем.

— Расскажите немножко об экономике владения электромобилем.

— Ну, смотрите, во-первых, электромобиль не требует регулярной замены масла, и эти расходы мы смело вычеркиваем. Во-вторых, электричество дешевле и экологичнее бензина.

Простой расчет: на 100 километров пути автомобиль с двигателем внутреннего сгорания в среднем требует 8 литров бензина. Умножаем на среднюю стоимость литра 50 рублей и получаем 400 рублей. Упомянутый бюджетный Nissan Leaf на 100 километров потребует примерно 20 киловатт электроэнергии. Возьмем примерную стоимость киловатта на нашей станции 15 рублей и получим видимую экономию: проехать тот же отрезок пути на электрокаре будет стоить на 25% дешевле, то есть 300 рублей.

При этом до сентября все наши зарядные станции предоставляют свои услуги бесплатно. Затем мы планируем создать мобильное приложение и перевести проект на коммерческие рельсы. Это необходимо для развития истории: без инвестиций далеко не уехать.

— Вы прикидывали, сколько станций потребуется для Красноярска, чтобы горожанин, не раздумывая, пересел на электрокар?

— Совместно с СГК мы установим 50 медленных зарядных станций и надеемся, что это станет импульсом к приобретению электромобиля. В целом, по нашим оценкам, понадобится порядка 150 станций, чтобы покрыть запросы города и агломерации.

— А когда зарядная инфраструктура появится на трассах междугороднего сообщения?

— В компании «Россети Сибирь» утверждена концепция развития зарядной инфраструктуры до 2025 года, это внутренний документ, который регламентирует наше движение вперед. Так вот, помимо городской черты мы планируем связать зарядной инфраструктурой и регионы присутствия. В первую очередь речь идет о территориях туристической направленности, таких, например, как Горный Алтай, Хакасия, Тыва, Алтайский край. Уже в этом году установим две зарядные станции на трассе между Кемерово и туристическим поселком Шерегеш, это горнолыжный курорт регионального значения.

— И это уже будут быстрые зарядные станции?

— Совершенно верно. Помимо совместного проекта с СГК по установке во дворах 50 медленных зарядных станций, у нас есть собственный проект по установке быстрых в количестве 10 штук, которые будут смонтированы до конца текущего года. Поставим недалеко от въездов/выездов из Красноярска, чтобы дать автомобилистам возможность подзарядиться.

— Быстрая зарядная станция дороже медленной?

— Да, и существенно. Быстрая стоит от 3 млн рублей и позволяет зарядить батарею электромобиля за 20-40 минут. Медленная стоит 200-600 тысяч и заряжает за 4-8 часов. По сути, она является домашней ночной зарядкой и востребована в районах плотной жилищной застройки. Например, приехал я вечером домой и поставил свое авто заряжаться, когда утром отправился по делам, на мое место встала машина воспитателя детского сада, который расположен во дворе многоквартирного дома. Потребность удовлетворена, и все довольны.

Что касается быстрых зарядных станций, то, конечно, они не предназначены для постоянного использования. Их задача — помочь максимально быстро подзарядить автомобиль в пути, поэтому мы планируем размещать их возле торговых и бизнес- центров, где наблюдается концентрация деловой активности. И, как я уже сказал, на загородных трассах, где автомобилист не может сидеть 8 часов, чтобы зарядить авто для прохождения следующих 100 километров.

— Из чего складывается бюджет зарядной станции?

— У нас есть общая финансовая модель, сейчас проходим торгово-закупочные процедуры. Размещать медленные станции планируем на фасадах наших трансформаторных подстанций, которые есть практически в каждом многоквартирном дворе. В стоимость входит прокладка внутренних коммуникаций, ремонт здания самой подстанции и ее брендирование. Примерно половина расходов приходится на приведение площадки в порядок.

— Вы, конечно, просчитывали срок окупаемости одной зарядной станции?

— Мы рассчитываем, что в среднем он составит 3-4 года.

— А экологический эффект прогнозируете?

— Мы на него очень рассчитываем, но называть какие-то цифры пока не можем. Хотя любой сибиряк вам расскажет, какая загазованность наблюдается в наших дворах зимой, когда сразу несколько машин работают на прогрев двигателя. А взрослые и дети в это время дышат выхлопными газами. Электромобиль имеет нулевую эмиссию выбросов, поэтому он, безусловно, гораздо чище и безвредней для окружающей среды.

Помимо этого, электромобили не имеют проблем с парковкой (они стоят на зарядке в установленном месте), а значит не создают хаос и не перегораживают въезды и выезды. Организация общественного пространства от этого, несомненно, выигрывает.

— А общественный транспорт будет переходить на электродвигатель? От него выбросов тоже хватает…

— Опыт Москвы — электробусы и уже появляются водоробусы — подсказывает, что и мы пойдем этим путем. Известно, что КамАЗ и БелАЗ ведут разработки экологичных автобусов. СГК приобрела в Красноярске электрогазель, и мы все смотрим, как она себя поведет в зимнее время, как будет эксплуатироваться. Электротранспорт – это очень интересное и перспективное направление.

В конце прошлого года мы предсказывали увеличение электромобилей в ближайшей перспективе трех-пяти лет в 20 раз. Но случившийся кризис и нарушение логистических поставок скорректировали цифру в 2 раза. Однако, если программы по развитию отечественных производств электрокаров заработают, тренд проявится активней. Сегодня очевидно, что люди хотят быть экономичнее и экологичнее…

— Можем прогнозировать, что через 5 лет соотношение традиционных авто и электрокаров будет 50 на 50?

— «Фифти-фифти» — это хорошая перспектива, но я в нее не верю. Для взрывного роста должен появиться доступный отечественный электромобиль (плюс зарядная инфраструктура) и быстро завоевать доверие и популярность.

Андрей Витковский руководитель направления развития EV проектов СГК:

«Сегодня все зарядные сети в России развиваются путем увеличения количества быстрых станций. Почему-то считается, что именно они являются импульсом массовой электромобилизации. Мы уверены, что это большое заблуждение. Несмотря на то, что быстрая станция — это площадка, на которую приезжает много автомобилей на короткий срок, объем электропотребления на ней составляет всего 10-20% от всей зарядки авто. Оставшиеся 80% добираются на домашних станциях, в местах постоянного пребывания владельца электрокара. Кроме того, быстрая зарядная станция не надежна с точки зрения владельца не новой машины с б/у батарей или при низкой атмосферной температуре. В условиях нашей зимы электрокар не может быстро зарядиться, а на станциях переменного тока (медленных) — легко. Поэтому, чтобы подтолкнуть внедрение электромобилей в сибирскую жизнь, мы решили пойти путем создания инфраструктуры медленных зарядных станций во дворах.

Что касается ожидаемого экологического эффекта, то его можно будет просчитать, когда мы сможем задать соответствующие параметры. Сколько автомобилей будет приходиться на одну станцию в день? Мировая практика свидетельствует, что в среднем на установленную публичную зарядную площадку приходится 7-10 электромобилей городского автопарка. Какие-то электрокары заряжаются ночью, какие-то — в течение дня. Установив на первом этапе 50 зарядных станций, мы дадим импульс появлению дополнительно 300-400 электромобилей в городе, тем самым увеличим их количество вдвое по сравнению с нынешним периодом и сократим эмиссию вредных выбросов от машин на бензине. Когда опыт будет масштабирован, и люди ощутят выгоду и пользу от владения экологичным авто, это станет началом решения большой проблемы.

Для компаний СГК и «Россети Сибирь» реализация данного проекта — серьезная миссия. Помимо решения вопросов экологии мы хотим показать пример стартапа, когда вложения в «зеленый» проект оказываются привлекательными. По нашим расчетам, инвестирование в зарядную инфраструктуру сегодня выгоднее, чем в недвижимость, окупаемость составит 3-5 лет».

https://sibgenco.online