In-power.ru

Бийская ТЭЦ перешла на более экономичный и доступный вид топлива

В мае 2020 года котлоагрегат №7 — один из восьми действующих котлов Бийской ТЭЦ Сибирской генерирующей компании — был переоборудован для сжигания каменного угля марки Д. Он стал последним в списке котельного оборудования, перешедшего на новое топливо.

Стоимость работ составила 23 миллиона рублей.

Цель перехода Бийской ТЭЦ на сжигание угля марки Д — сделать станцию более универсальной, способной работать на основных марках каменного угля. Это качество существенно увеличивает надежность ТЭЦ, особенно в период пиковых нагрузок.

Перевод котлоагрегата №7 паропроизводительностью 210 тонн пара в час на новую марку угля осуществлялся в период с декабря 2019 года по май 2020 года в рамках ремонтной программы предприятия.

В настоящее время специалисты СГК проводят опытное сжигание топлива и разрабатывают режимную карту котла. С помощью этого документа машинист котельного оборудования получит возможность правильно вести режим работы котлоагрегата, учитывая особенности его изменившейся конструкции.

Для того чтобы начать сжигать уголь марки Д, на Бийской ТЭЦ пришлось создать соответствующие технические условия. Этот процесс длился 8 лет.

Зачем ТЭЦ перешла на новый вид топлива?Первая причина — уголь марки Д стоит дешевле других высококачественных углей

Ранее Бийская ТЭЦ работала на разных марках каменного угля. Преобладала марка СС (слабоспекающийся), также использовалась марка Т (тощий). Все это топливо высокого качества, но его цена постоянно росла, причем намного быстрее, чем стоимость других марок угля.

Продолжать работу исключительно на дорогих марках стало для станции с экономической точки зрения нерационально, потому что привело бы к сильному увеличению конечной стоимости тепла и электричества.

Наряду с марками СС и Т хорошими качественными характеристиками: устойчивым горением и большой теплоотдачей — обладает уголь марки Д (длиннопламенный). К тому же у этого угля низкая влажность, потому его достаточно легко разгружать на угольном складе в период низких температур. Стоимость такого угля ниже, чем угля марок СС и Т.

Таким образом, уголь марки Д оказался наиболее подходящим для использования на Бийской ТЭЦ. Потому топливный баланс станции постепенно стал складываться в пользу именно этой марки.

Вторая причина — топливо рядом и в нужном количестве

Длиннопламенный уголь добывается на многих кузбасских разрезах, которые географически близки к Бийску. Его поставка на ТЭЦ осуществляется в среднем раз в сутки, а время доставки из соседнего региона составляет от 24 до 36 часов. Это дает компании дополнительные гарантии в части непрерывного топливообеспечения.

Уголь марок СС и Т поступал на теплоэлектростанцию от разных поставщиков, в том числе из Хакасии и регионов Казахстана. Доставка топлива по железной дороги от разрезов до Бийской ТЭЦ занимала от 5 до 7 дней.Как происходил перевод ТЭЦ на уголь марки Д?Первый этап — реконструкция системы топливоподачиЧтобы существенно сократить риск приостановки подачи топлива с угольного хранилища в котельный цех, в 2016 году на Бийской ТЭЦ построили новый подземный конвейер.

Кроме того, бийские энергетики реконструировали угольный склад. Раньше бульдозеры сталкивали уголь в одно место, откуда через приемные решетки топливо попадало в бункер-приемник топливоподачи. А после того как появился подземный конвейер и еще один приемник, уголь стало можно брать из разных точек склада.

Все это дало возможность Бийской ТЭЦ перейти на 100-процентную бульдозерную схему подачи топлива взамен старой схемы с использованием выработавшего свой ресурс крана-перегружателя.

Вместе со строительством нового конвейера в системе топливоподачи станции были смонтированы модифицированные установки водяного пожаротушения. Датчики установок позволяют в автоматическом режиме по инфракрасному излучению обнаруживать в галереях топливоподачи источник возгорания и в течение 10 секунд запускать огнеподавляющее вещество непосредственно в зону возгорания.

Сейчас топливо доставляется в бункеры подземного конвейера Бийской ТЭЦ с помощью бульдозеров

Второй этап — установка нового оборудования для приготовления топлива перед сжиганием

Чтобы уголь сгорал полностью и отдавал все свое тепло, его сначала сушат, а потом измельчают до состояния пыли. Раньше на Бийской ТЭЦ уголь сушили с помощью воздуха. Но взаимодействие пыли угля марки Д с горячим воздухом, в котором содержание кислорода составляет 21%, может создать легковоспламеняемое и взрывоопасное соединение. Поэтому, чтобы исключить риск пожаров в котельном цехе, энергетики изменили систему сушки топлива перед сжиганием.

Для этого специалисты заменили кислород на смесь инертных газов с безопасным содержанием кислорода (от 5 до 9%). Теперь ее отбирают прямо из газоходов котлов. С этой целью на ТЭЦ установили специальное оборудование, которое захватывает инертные газы, не давая им улетучиться через трубы в атмосферу, и направляет их вниз, в систему пылеприготовления.

Еще для более безопасного использования угля марки Д в системах пылеприготовления котлов сконструировали и установили новые уплотнения на шаровые барабанные мельницы. Они не дают воздуху проникать внутрь работающего оборудования и таким образом предотвращают возгорание топлива во время его измельчения для сжигания.

Все эти мероприятия позволили увеличить коэффициент полезного действия котельного оборудования Бийской ТЭЦ с 88 до 91,5%.

Отразится ли переход ТЭЦ на уголь марки Д на экологической ситуации в Бийске?Нет, не отразится. Руководство Бийской ТЭЦ СГК отмечает, что система золоулавливания на всех работающих котлоагрегатах полностью справляется с очисткой газов, которые образуются при сжигании угля марки Д, и не испытывает дополнительной нагрузки. Поэтому экологическая обстановка в городе в контуре ТЭЦ не изменится.

https://sibgenco.online