Депутаты Госсовета Татарстана поддержали инициативу АО «Татэнерго» перейти к долгосрочным тарифам на рынке тепла
30 июня в Управлении АО «Татэнерго» состоялось совместное выездное заседание Комитета Госсовета Республики Татарстан по жилищной политике и инфраструктурному развитию и Экспертного совета при Комитете. Собравшиеся обсудили перспективы реализации в Татарстане метода расчета тарифов на тепло по принципу условной «альтернативной котельной». Комитет рекомендовал Минпромторгу РТ, АО «Татэнерго» и исполкомам городов присутствия энергокомпании провести согласительную работу и подготовить документы для утверждения действия ценовых зон теплоснабжения.
Открывая обсуждение, заместитель министра промышленности и торговли РТ Марат Минибаев отметил, что переход муниципальных образований к ценовым зонам теплоснабжения, то есть к методу условной «альтернативной котельной», когда цены на тепловую энергию для потребителей ограничены предельным уровнем, состоялся в пилотном режиме в целом ряде населенных пунктов Российской Федерации. На сегодняшний день метод «альтернативной котельной» признан наиболее эффективным и прописан в Энергетической стратегии РФ. В этой модели центрами ответственности становятся сами муниципалитеты и Единые теплоснабжающие организации (ЕТО) на территории.
Несмотря на препятствия в виде существующей тарифной политики, а также административные сложности на местах (так, в Казани 46 ЕТО), у АО «Татэнерго» как ведущей энергетической компании республики есть устойчивое желание внедрить метод «альтернативной котельной» в городах присутствия, констатировал замминистра.
Первый заместитель генерального директора АО «Татэнерго» Айрат Сабирзанов в содокладе обосновал стремление энергокомпании изменить правила игры в теплоэнергетике. Предпосылки для пересмотра более чем серьезные. Айрат Сабирзанов привел удручающую статистику аварий на теплотрассах, что обусловлено критическим износом инженерных сетей в стране. Даже в относительно благополучном Татарстане износ тепловых сетей составляет от 45% (Набережные Челны) до 74% (Нижнекамск) с долей обновления 1,6-2,8% в год при нормативе 4%.
Действующая система тарифообразования «от достигнутого» лишает энергокомпании стимулов повышения эффективности, снижения потерь, подключения новых потребителей. Так как предписывает регулятору автоматически снижать тариф на достигнутую экономию и учитывать дополнительный объем отпуска тепловой энергии.
При длительном, до 25 лет, инвестиционном цикле в теплоэнергетике, энергокомпании важно иметь долгосрочные тарифы, стабильные и предсказуемые отношения в отрасли для достижения надежности и безаварийности работы. Понимают это не только энергетики, но и местные власти. По словам Айрата Сабирзанова, в городах присутствия энергокомпании муниципалитеты готовы к переходу на «альтернативную котельную» с 2022 года.
Айрат Сабирзанов представил участникам заседания полную раскладку по росту тарифов и платежей за тепло в городах присутствия компании в случае перехода на метод «альтернативной котельной». Рост платежей за тепло при введении нового метода сопоставим с ростом платежей по действующей системе. Так, для одно- и двухкомнатных квартир в Казани рост коммунальных платежей к 2027 году составит 1,7-1,8%, в Нижнекамске – 1,1%, в Набережных Челнах – 3,5% (за 10 лет). В целом, постепенный переход на альтернативный метод по городам займет от 5 до 10 лет.
Отметим, что методология и порядок расчета предельного уровня цены на тепловую энергию утверждены Постановлением Правительства России от 15.12.2017 года №1562, они едины для всей страны с учетом региональных особенностей по видам топлива, температурным зонам и т. д. и капзатрат на строительство новых современных котельных и тепловых сетей.
После активного обсуждения председатель Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин предложил депутатам утвердить проект решения, в котором рекомендовано Минпромторгу РТ, АО «Татэнерго» и исполкомам городов присутствия энергокомпании разработать стратегические проекты, которые можно реализовать при переходе на новую систему тарифообразования и подготовить документы для утверждения действия ценовых зон теплоснабжения в муниципалитетах. Депутаты единогласно одобрили план перехода к новой модели рынка тепла в республике.