Слышать, как течет тепло по трубам: инженер Валерий Толстиков о методах диагностики теплосетей
С высоты птичьего полета видеть, как ясное небо сменяется вечерней синевой, наблюдать неповторимые закаты и рассветы, людей, спешащих домой после работы… И, казалось бы, при чем здесь энергетика? Но коллекция таких фотографий хранится в отделе группы диагностики теплосетевого подразделения СГК в Хакасии. Их автор — инженер Валерий Толстиков, который с удовольствием рассказывает о любимой работе.
Чаще всего диагностика тепловых сетей представляется как не самая чистая работа, сопровождающаяся раскопками и вскрытием грунта. Но несколько лет назад, когда в Абаканском филиале Сибирской генерирующей компании появился квадрокоптер с тепловизором, энергетики получили возможность находить повреждения без этих действий.
О том, как работает квадрокоптер, оснащенный тепловизором, в теплосетевом подразделении, мы уже рассказывали. За два года с тех пор, как он появился на вооружении группы диагностики СГК в Хакасии, прибор обследовал все трубопроводы системы теплоснабжения Абакана и Черногорска — это более 550 км.
Валерий Толстиков Инженер группы диагностики теплосетевого подразделения СГК в Хакасии
«Наша основная задача – помогать ремонтной бригаде в поиске дефекта и экономить время. Если энергетики будут искать порыв, вскрывая теплосеть, ремонт продлится дольше, а каждый лишний час без тепла и горячей воды — лишние неудобства для жителей».
Особенно ощутима помощь тепловизора зимой, когда устранять порывы необходимо как можно быстрее, правда, и искать их легче: благодаря разности температур наружного воздуха и теплосети на экране четко видно место разлива теплоносителя.
Диагносты — одна из самых редких профессий в теплосетевом подразделении. В группе диагностики теплосетевого подразделения СГК всего два человека: Валерий Толстиков и Иван Рябихин, оба — молодые сотрудники. В их ведении находятся Абакан, Минусинск, Черногорск, а также поселки Пригорск, Белый Яр, Подсинее, Усть-Абакан.
По словам Валерия и Ивана, их навыки и оборудование буквально нарасхват. Случается, что в один день они могут объехать все населенные пункты Хакасии, где работает СГК. За оперативной помощью обращаются диспетчерская служба, строительно-монтажное управление и многие другие.
Изначально занимались поиском дефектов на трубопроводах, затем к их обязанностям прибавился поиск электрокабелей, линий связи, сетей холодного водоснабжения. Найти их помогает специальный трассопоисковый комплект. Это позволяет свести к минимуму риск повреждения во время ремонта теплосетей других инженерных коммуникаций.
— В ночное время ни у Ростелекома, ни у предприятия «Абаканские электрические сети» нет возможности искать кабели. А у нас есть. Ищем, подсказываем коллегам, работаем, — делится Валерий Толстиков. — С одной стороны, очень хорошо быть востребованными. С другой стороны – это большая ответственность. Важно всегда быть на связи. Диспетчеры могут вызвать нас и ночью, и в выходной день.
Для поиска утечек подземных теплотрасс группа диагностики применяет и акустический томограф «Каскад». Он улавливает ультразвук, который возникает при выходе воды из отверстия под большим давлением. На разных концах трубы устанавливаются датчики и корреляционным методом вычисляется примерное место утечки. Коптером и «Каскадом» арсенал технических средств группы диагностики не ограничивается. Есть ручной тепловизор, течеискатель. Все это помогает не только в поиске дефекта на теплосети.
— Бывают жалобы, что, мол, мы не дотапливаем, в квартирах холодно. А когда выезжаем на место, обнаруживаем дефекты в зданиях. Нередко это щели в кровле, неплотные межпанельные стыки, — объясняет Валерий.
Освоить высокотехнологичное оборудование Валерию было несложно: в Сибирском федеральном университете он окончил обучение по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Однако, признается, что поначалу осечки бывали. Например, для квардрокоптера с тепловизором важно учитывать погодные условия. Может помешать ветер и попадание прямых солнечных лучей на прибор. «Каскад» тоже достаточно капризный в использовании. Ему нужно, чтобы трасса не находилась в воде. Поэтому ее предварительно откачивают. Если на это нет времени, или это невозможно технически, диагносты, бывает, промахиваются.
По словам Валерия, ему всегда интересно проверить, правильно ли отыскали теплосеть, каким образом она расположена, как прибор обойдет сложные участки. А облеты теплотрасс — это отдельный бонус ко всем плюсам профессии.
Валерий Толстиков Инженер группы диагностики теплосетевого подразделения СГК в Хакасии
«Мы поднимаемся на высоту 120 метров. Когда поворачиваем камеру в разные стороны, волей-неволей замечаем, как красиво вокруг. У нас сформировалась коллекция фотографий закатов и рассветов над нашими городами, редких видов. Конечно, в работе мы эти пейзажи не используем, но удалить — рука не поднимается. Будем считать, что я нашел на работе новое хобби. Например, к Черногорску традиционно предвзятое отношение, часто говорят, что город проблемный, невзрачный. Но когда рано утром я поднимаю над ним квадрокоптер, вижу, что это красивый город, особенно летом. Просто, чтобы это понять, иногда нужно немного подняться над рутиной».