In-power.ru

Виталий Скальский: «Абсолютно любой дом, от избы до дворца, может использовать электроотопление»

Сибирская генерирующая компания (СГК) второй год проводит эксперимент по переводу отдельных домов частного сектора в Красноярске на обогрев от электричества. В дальнейшем компания предлагает масштабировать свой опыт на домовладения по всей Сибири. О том, какие результаты дал пилотный проект, во сколько переход на электроотопление обойдется государству и какой эффект на экологию ожидается, «Ъ» рассказал генеральный директор ООО «УГОЛЬ-ИНЖИНИРИНГ» (принадлежит «Сибирской генерирующей компании», СГК) Виталий Скальский.

— Сибирская генерирующая компания реализовала пилотный проект по переводу частных домов в Красноярском крае на электрическое отопление. Откуда возникла подобная идея?

— За последние несколько лет во многих городах Сибири, особенно в Красноярске, обострилась проблема так называемого «чёрного неба», то есть загрязнения атмосферного воздуха. Особенно тяжелая ситуация складывается зимой в период неблагоприятных метеоусловий — при отсутствии ветра и низких температурах. В такие моменты в приземном слое воздуха усиливается концентрация вредных веществ, превышая нормы. В Красноярске ситуацию усугубляет также близость незамерзающего Енисея, над которым образуется «пробка» из пара, дополнительно затрудняющая рассеивание загрязняющих веществ. Не замечать эту проблему в Красноярске, Минусинске, Абакане, Улан-Удэ просто невозможно. Вторым фактором для СГК стал репутационный вопрос, так как многие жители связывали экологическую проблему Красноярска с работой ТЭЦ, невзирая на масштабные программы СГК по строительству более высоких труб, систем мониторинга и очистки выбросов от станций.

Поэтому мы решили провести собственный анализ источников загрязнения и возможных путей улучшения ситуации. Подключили экспертов, учёных, экологов. И совместными усилиями пришли к выводу, что ТЭЦ вносят очень небольшой вклад в загрязнение приземного слоя атмосферы, в котором мы живем и воздухом которого дышим. Это связано с тем, что у ТЭЦ очень высокие трубы, изначально спроектированные так, чтобы все загрязняющие вещества оседали за чертой города. Также у ТЭЦ есть системы очистки и мониторинга выбросов, которые отсутствуют у других источников загрязнения.

Второй возможной причиной «чёрного неба», на которую мы обратили внимание, стали котельные в черте города. Вклад котельных более заметен: в Красноярске изначально было не менее 35 котельных с недостаточно качественной газоочисткой и (или) с недостаточно высокими трубами. В этом направлении СГК провели огромную работу и уже перевели зоны теплоснабжения 31 красноярской котельной на теплоснабжение от ТЭЦ. Это дало сразу два экологических эффекта — снижение выбросов в черте города и общего объёма сжигаемого топлива за счёт комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.

Третьим фактором, который мы рассмотрели, был частный сектор. Именно он, по расчетам на специальных моделях и по мнению экспертов, оказался основной причиной экологической проблемы. Для понимания: в Красноярске только в черте города порядка 15 тысяч частных домов. Как правило, компактно расположенных. То есть можно сказать, что в черте Красноярска находятся 5-7 очень крупных деревень, более 3 тысяч домов только в кластере Покровка, а это самый центр города. 86% частных домов используют для отопления уголь и, реже, дрова, что даёт значительные выбросы именно в приземный слой воздуха.

Выяснив основной источник загрязнения, мы сосредоточились на возможных решениях проблемы. По итогам анализа возможных вариантов мы пришли к выводу, что наиболее эффективным способом решения проблемы является перевод частных домовладений на электроотопление. Подтвердить свои выводы мы решили экспериментом — предложить небольшой части домовладений в качестве эксперимента перейти на электроснабжение по льготному тарифу на электроэнергию, который субсидировался из собственных средств СГК и составлял примерно 30% от действующего тарифа. Эксперимент увенчался успехом: очень разные по площади, конструкции и уровню доходов жителей домовладения охотно отказались от бытовых неудобств использования угля, как только стоимость отопления электроэнергией стала сопоставима с использованием угля.

— Были ли другие варианты?

— Мы проанализировали широкий спектр возможных решений проблемы, среди которых использование сжиженных углеводородных газов (СУГ), перевод на централизованное теплоснабжение, тепловые насосы, бездымное топливо, но наиболее быстрым для реализации, дешевым по объёму субсидирования и эффективным с точки зрения экологии показало себя именно электроотопление. Причин тут несколько.

Во-первых, этот вариант абсолютно экологичен с точки зрения приземного слоя воздуха, то есть выбросы от домов в этом случае равны нулю. Плюс с бытовой точки зрения этот способ отопления намного удобнее для жителей, так как не нужны постоянные физические упражнения с закупкой угля, его хранением и загрузкой, выгрузкой золы и ее утилизацией.

Во-вторых, абсолютно любой дом, от избы до дворца, может использовать электроотопление без внесения изменений в конструкцию дома, а затраты на оборудование будут кратно меньше альтернатив.

В-третьих, любая альтернатива углю как самому дешевому варианту отопления потребует какого-то субсидирования, но для электроотопления величина разовых затрат на обновление электрический сетей и постоянных затрат на субсидирование специального «зимнего» тарифа на электроэнергию намного ниже, чем для альтернатив.

Помимо электроотопления — для тех случаев, где по каким-то объективным или субъективным причинам использование электроотопления затруднено — мы предложили использование бездымного топлива. Этот инновационный продукт под названием «Сибирский брикет» производит компания СУЭК. Брикет отлично зарекомендовал себя при проведении Зимней Универсиады в Красноярске в 2019 году. Он представляет собой бурый уголь, который прошел специальную термическую обработку и брикетирование и в котором остался, по сути, чистый углерод и немного золы. Различные виды вредных выбросов от такого топлива в 10-20 раз ниже, чем от обычного угля. Сейчас мы оцениваем возможности по расширению объёма производства бездымного топлива в Красноярском крае, поскольку спрос уже превышает наши производственные возможности. Отдельно хотелось бы пригласить к сотрудничеству металлургов — спрос с их стороны позволил бы им снизить себестоимость и углеродный след своей продукции, а заодно и помочь экологии сибирских городов.

— На какой срок рассчитан пилот по электроотоплению и сколько домов в нем участвует?

— Проект мы начали в феврале 2021 года, и длиться он будет, как минимум, до мая 2024 года. На наше разовое предложение об участии, которое мы сделали в двух небольших кластерах частного сектора, откликнулось 118 владельцев домов. Полученная выборка статистически репрезентативна, так как в нее входят дома из разных районов Красноярска, очень разнообразные по своей площади, энергоэффективности и уровню доходов жителей.

— Какова его стоимость для компании?

— На текущий момент СГК потратила на проект около 10 млн руб., но те деньги, которые мы вкладываем в пилот, несоизмеримы с экологическим эффектом для Красноярска, который может быть получен при реализации масштабной программы по переводу жителей на электроотопление. Помимо этого, в ходе пилотного проекта мы решили несколько практических задач: доказали реализуемость такого варианта отопления, то есть готовность жителей к отказу от угля, разработали необходимые механизмы субсидирования стоимости электроэнергии для энергоснабжающих компаний, определили методику расчета льготного тарифа и норматива. Норматив — это очень важный фактор: он должен быть достаточен для отопления, но не избыточен, чтобы не создавать у жителей стимулы к нецелевому использованию электроэнергии, а у системы субсидирования — лишнюю финансовую нагрузку. Главные выводы по нормативу — это необходимость помесячной дифференциации размера норматива на квадратный метр отапливаемой площади в соответствии с климатическими данными, использование данных по потреблению тепла наименее энергоэффективных домов в качестве базового уровня, наличие верхней границы субсидируемой отапливаемой площади — владельцы огромных дворцов, как правило, не самые бедные люди и русские печки для отопления не используют.

Результаты проекта мы используем в качестве аргументации в диалоге с органами федеральной власти и властями регионов, которые испытывают схожие экологические проблемы. Прежде всего речь идет о городах в сибирских регионах — Красноярском крае, Республиках Бурятия, Хакассия, Тыва.

— На какой стадии находится обсуждение?

— В настоящий момент, имея несколько различных вариантов решения вопроса выбросов от частного сектора, федеральные и региональные власти рассматривают все возможные механизмы, связанные и с бездымным топливом, и с электроотоплением, и с использованием сжиженных углеводородных газов. В отдельных регионах использование электроэнергии, как мы видим, является наиболее перспективным вариантом с их точки зрения. Например, в Бурятии есть поддержка этого варианта решения на региональном и на федеральном уровне. Ключевым вопросом, который необходимо решить, остается источник субсидирования тарифа для населения при переходе на электроотопление. Пока он не определен.

— Рассчитывались ли затраты бюджета на субсидирование?

— Источником субсидии не обязательно должен выступать бюджет. Это может быть система, аналогичная перекрестному тарифному субсидированию в электроэнергетике. Для примера, в Красноярске мы предварительно оцениваем сумму ежегодных субсидий в 600 миллионов рублей. Если учитывать, что Красноярск — это город-миллионник, то затраты на чистый воздух в пересчете на одного жителя составят 50 рублей в месяц. Это одна кружка кофе, причем растворимого и из пластикового стаканчика.

— А не будет ли технических проблем с подключением такого количества новых потребителей? Хватит ли мощностей энергокомпаний?

— Этот год показал, что генерирующих мощностей в Сибири достаточно даже при условии супернизкой водности на ГЭС. Резерв мощности у генерации есть. В сетях немного сложнее. Действительно, для перехода всего частного сектора какого-то города на электроотопление должна быть проведена работа по модернизации электрических сетей. Но цена вопроса для отдельных городов может быть не такой большой. Например, для Красноярска, уже укрепившего свою электросеть под Универсиаду 2019 года, «Россети Сибирь» предварительно оценивала эти затраты в 1,5 млрд руб. Это разовые затраты, не должно составить трудности изыскать для них финансирование. А эффект от чистого воздуха в городах можно будет ощутить уже через пару лет.

https://sibgenco.online