In-power.ru

Сергей Пушкин: «Новая инвестиционная программа позволит обновить мощности СГК в Кузбассе на четверть»

Крупнейшим инвестиционным проектом для энергетики Кузбасса и для всей его экономики станет реализация программы ДПМ-2 в регионе в ближайшие 15 лет, до 2035 года. Ее результаты позволят не только существенно обновить мощности Кузбасского филиала Сибирской генерирующей компании (СГК), но также загрузить строительные предприятия и некоторые производства региона. О том, какие проекты будут реализованы и какое это будет иметь значение для Кузбасса, мы попросили рассказать директора Кузбасского филиала СГК Сергея Пушкина.— Сергей Викторович, прежде чем говорить о новых инвестиционных проектах, давайте напомним о программе ДПМ-1. Как бы Вы оценили итоги ее реализации в Кузбассе?— Первая программа по договорам о предоставлении мощностей (ДПМ) была реализована вполне успешно в Кузбасском филиале нашей компании в 2010–2015 гг. Все запланированные мероприятия были выполнены в заявленные сроки с необходимым качеством. И сейчас все объекты, построенные по этой программе, находятся в строю и загружены. При этом опыт наших коллег-энергетиков в других регионах довольно разный: у кого-то программа ДПМ-1 получилась, у кого-то нет. В то же время Сибирскую генерирующую компанию, когда в отрасли подводили итоги реализации проектов ДПМ-1, ставят в пример. Что позволяет еще раз сказать, что программа была выполнена успешно. И то, что построенные тогда объекты, сегодня работают, стало доводом в пользу решений о новых проектах по программе ДПМ-2.

— В чем отличие новой программы от первой?

— Тогда в основном выбирали для строительства объекты, которые бы шли на замену выбывающих мощностей. Сейчас предусмотрена главным образом модернизация, реконструкция действующих объектов, но с уже заканчивающимся ресурсом. Это — турбины, генераторы, котлоагрегаты и другое, что находится в работе очень продолжительное время в целом и по числу часов в году. За 10 лет, что прошли с первой программы, появилось довольно большое число таких объектов. Оборудование, которому было тогда 30 лет, теперь уже 40 лет. В первой программе стремились также закрыть конкретные потребности в конкретных регионах. Так в Новокузнецке была с нуля построена газотурбинная электростанция на 298 МВт. Потому что в этом энергетическом районе, в южном Кузбассе на тот момент и по перетокам, и по возможным аварийным ситуациям потребовалась энергетическая мощность, которая могла бы подхватить выбывающую нагрузку и обеспечить потребителей.

Еще одно отличие между программами в том, что по ДПМ-1 проекты были набраны сразу одним пулом, а ДПМ-2 сделали долгосрочной программой. По ней выбор объектов будет длительным процессом. Он растянется не на один год, и это хорошо — инвестиции будут идти в энергетику не разово, а в течение длительного времени. Что позволит существенно обновить энергетические мощности России.

И еще одно важное отличие нынешней программы в том, что можно менять отдельные элементы оборудования, а не разворачивать большое новое строительство. Это менее затратно и потому выгоднее для экономики. А локальная замена тех узлов и элементов, которые влияют на надежность, экономичность и экологичность оборудования, позволит меньшими затратами получить необходимый эффект.

— А локализация?

— Да, локализация — это еще одно условие, которого в ДПМ-1 не было. Оно означает, что новое оборудование, которое должно быть установлено на объектах по программе ДПМ-2, должно быть изготовлено в Российской Федерации. В прежней программе некоторые генерирующие компании, в Кузбассе этого не было, позволяли себе определенную техническую «экзотику», так сказать, заказывали турбины «Мицубиши», «Сименс» или что-то еще. Сейчас предполагается только отечественное оборудование. Что, соответственно, больше загрузит российское машиностроение, металлургию, строительство.

— Как происходит отбор мощностей на замену по ДПМ-2?

— Он производится на конкурентной основе: заинтересованные генерирующие компании подают свои заявки, а дальше в процессе конкурсного отбора выбираются проекты, которые правительство России в итоге согласовывает для реализации. И отбор происходит в первую очередь по принципу востребованности. В разных регионах и даже в рамках одной нашей компании разное оборудование используется по-разному. Есть загруженность на 70–80% всего времени в году, и такое оборудование нужно срочно менять. Чем выше загрузка, тем больше шансов на замену, на попадание в программу.

— Какие проекты выбраны в Кузбассе по программе ДПМ-2?

— На период до 2026 года у нас уже выбрано 6 объектов общей мощностью 950 МВт. Почти все на Томь-Усинской ГРЭС. На этой станции мы должны ввести в строй блок №7 на 1 января 2023 года, блок №6 — на 1 января 2025 года, блок №9 — на 1 декабря 2025, блок №8 — на 1 мая 2026 года, блок №3 — на 1 декабря 2026 года. Последний мощностью 100 МВт, остальные — по 200 МВт. И плюс к этим пяти на 2026 год запланирована замена блока №11 мощностью 50 МВт на Ново-Кемеровской ТЭЦ. Получается пока 6 энергоблоков, плюс к этому будут построены три градирни на Томь-Усинской ГРЭС.

— Основной упор получается на эту станцию?

— В ближайшие пять лет так. Потому что Томь-Усинская ГРЭС у нас самая загруженная, а установленное на ней оборудование работает с 50-х гг. прошлого века, ресурс уже выработан. Например, у турбины блока №3 наработано 413 тысяч часов при нормативе 270 тысяч.

— Какой объем затрат предполагается по этим проектам? И какое влияние на смежные отрасли в Кузбассе окажет реализация проектов?

— Затраты на перечисленные проекты составляют 20,12 млрд рублей. Значительная их часть пойдет на заказ нового оборудования за пределами Кузбасса, центров тяжелого энергетического машиностроения в стране вообще немного. Заводы по производству оборудования, которое предполагается использовать в проектах, расположены в Санкт-Петербурге, Подольске, Калуге, Екатеринбурге, Новосибирске и Таганроге. Там и будем размещать свои заказы на оборудование, на трубы — на металлургических заводах Урала.

Тем не менее в сравнении с другими регионами Кузбасс будет в выигрыше потому, что все строительно-монтажные работы профильного плана будет выполнять «Сибирьэнергоремонт» (СибЭР). Это — предприятие группы компаний СГК, и территориально оно располагается в Кемерове. Именно этот подрядчик будет выполнять монтаж поверхностей нагрева, монтаж оборудования и многое другое. Это же предприятие будет изготавливать все поверхности нагрева для котлоагрегатов. Хочу заметить, что это большой объем производства. Например, для блока №7 Томь-Усинской ГРЭС с пуском к 1 января 2023 года СибЭР изготавливает более 700 тонн таких поверхностей. На общестроительные работы всегда привлекаются местные компании, и это уже происходит по проектам ДПМ-2 в Кузбассе. Например, площадку под градирни на Томь-Усинской ГРЭС готовит местный подрядчик — компания «Томьстройремонт» из Новокузнецкого района. Услуги местных подрядчиков объективно дешевле, им не нужно привозить персонал издалека и нести дополнительные расходы на командировочные. Привлечение таких смежников означает, что заработная плата и местные налоги, останутся в регионе, оказывая позитивное влияние на его экономику.

— Зачем строятся градирни на Томь-Усинской ГРЭС? И почему по ДПМ-2?

— Когда эта станция строилась, никто об экологии в современном смысле слова не задумывался. Сейчас пришло время изменить отношение к окружающей среде, и к тому же появились серьезные экономические стимулы для этого. В нашем случае выросла плата за воду, и стало выгоднее построить градирни с замкнутым оборотом, чем платить за водопользование. И, конечно, их внедрение приведет к снижению теплового воздействия на Томь. Три новые градирни позволят закрыть более половины потребностей Томь-Усинской ГРЭС в воде, 96 тысяч кубометров в час.

Градирни также строятся по ДПМ-2, поскольку эта программа предполагает гибкий подход к выбору проектов, допускает включение в себя экологических объектов. Например, возможна по ДПМ-2 и замена газоочистного оборудования. В предстоящие пять лет у нас таких работ не предусмотрено. Но если утвердят проект по замене блока №11 на Кемеровской ГРЭС на 2027 год, то там будет и замена электрофильтров.

— Что получится на выходе после реализации намеченных проектов? Насколько вырастет надежность и снизится износ?

— Основной критерий для нас в таких проектах — это надежность, ее повышение, увеличение ресурса. В соответствие с требованиями ДПМ-2 экономичность оборудования должна быть не ниже, чем было раньше, и, самое важное, новое оборудование должно отвечать современным требованиям по безопасности и экологичности. Про проценты и цифры говорить можно сколько угодно, но оборудование должно соответствовать самым последним требованиям законодательства. Поэтому все наши проекты проходят государственную экологическую экспертизу. Как раз на соответствие текущим требованиям по безопасности и экологичности. Что касается износа, то мы оцениваем его сокращение к 2026 году за счет замены оборудования примерно в 15–20%. Это достаточно много.

— А что такое сегодня современные требования по экологии в тепловой энергетике?

— Для котлов есть ГОСТ с жестким регламентированием содержания в выбросах загрязняющих веществ. Например, по окислам азота норматив на старых котлах менее строгий — до 540 мг/нм3. Для новых или реконструируемых он — порядка 350 мг/нм3 дымовых выбросов. До реконструкции и замены допускается работа старого оборудования, но после замены оно должно соответствовать новому нормативу. Это разумно и правильно. У нас есть нормы и по параметрам угольного топлива на входе, и мы их отслеживаем, при необходимости предъявляем претензии угольщикам, а само отклонение от нормы выравниваем. Чтобы не превысить нормативы выбросов загрязняющих веществ.

— Реализация проектов ДПМ-2 позволит обновить столько же мощностей СГК в Кузбассе, что по ДПМ-1. А если заглянуть немного дальше по времени, какие результаты могут дать обе программы в целом?

— По ДПМ-1 в Кузбассе в составе СГК было введено в строй 980 МВт новых и замененных мощностей. По ДПМ-2 до 2026 года будет — 950 МВт, что составляет около четверти наличных мощностей СГК в регионе. Но это касается только проектов со сроками ввода до 2026 года, а мы планируем и дальше участвовать в программе ДПМ-2. Сейчас по ней начинается отбор на 2027 год, на который мы тоже заявляемся с планами не меньше, чем сейчас. Это — два блока по 100 МВт на Томь-Усинской ГРЭС, четыре — на Беловской ГРЭС по 200 МВт, 3 блока по 100 МВт на Кемеровской ГРЭС, и два блока общей мощностью 185 МВт на Ново-Кемеровской ТЭЦ. Если удастся реализовать и эти планы, для СГК в Кузбассе это будет вторым планом ГОЭЛРО-2: с 2010 года по 2030 энергосистема региона обновится более чем на 50%.

А с учетом перспективы до 2035 года будет полностью обновлена мощность Томь-Усинской ГРЭС (1345 МВт), Беловской ГРЭС (1260 МВт), реконструированы мощности Ново-Кемеровской ТЭЦ (350 МВт) и Кемеровской ГРЭС (330 МВт). Плюс построенная мощность ГТЭС Новокузнецкой (298 МВт).

Таким образом, в перспективе из 4156 МВт будет обновлено 3583 МВт — более 80% мощности СГК в Кузбассе.

Источник: «Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ».

https://sibgenco.online