In-power.ru

Антон Гаряев: «Решительные изменения произойдут эволюционным путем»

Цифровизация позволит автоматизировать процесс подготовки ремонтных программ, определить оптимальные объекты для вложений. При этом внедрение новых подходов не будет авральным. Об этом в интервью sibgenco.online рассказал заместитель технического директора по ремонтам и техническому перевооружению СГК Антон Гаряев.

— Руководство компании объявило новый курс на цифровизацию и принятие оптимальных производственных решений. В какой мере это коснется ремонтных программ?

— В полной мере. В начале этого года мы в крупную клетку очертили этапы изменения методологии формирования ремонтных программ. Главный посыл исполнительного директора Павла Барило звучал так: мы должны увязать в единую стройную систему инвестиционные планы и текущие ремонты.

Сейчас СГК реализует сразу несколько пилотных проектов. На Беловской, Назаровской и Кемеровской ГРЭС стартовали «пилоты» по оцифровке расчетов затрат на типовые ремонты, там создаются технологические карты выполнения работ. На Красноярских ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и Абаканской ТЭЦ внедряются электронные журналы дефектов SAP ТОРО, совмещенные с проектом «Мобильный обходчик». Также с Абаканской ТЭЦ будем прорабатывать подходы к анализу критичности оборудования. «Пилотные» активности должны быть связаны между собой, взаимно дополняться и вписываться в единую методику ремонтных программ.

— Наши «пилоты» — это ноу-хау СГК или общий тренд развития?

— Цифровизация, прозрачность всех процессов — это общий вектор развития. Похожие новации внедряются другими генерирующими компаниями. Мы смотрим на чужой опыт, учитываем ошибки, дорабатываем, пытаясь создать свою методологию, выработать подход.

— Это можно назвать технической революцией?

— Нет, и на встрече с главными инженерами в Новосибирске это особо подчеркивалось: мы идем эволюционным путем, используя накопленный фундаментальный опыт ремонтных служб, пытаемся совместно его цифровизировать. Все происходит поэтапно: после внедрения «пилотов» идет отлаживание взаимосвязей между проектами, нащупывание единой логики. Наша задача заключается в том, чтобы на базе существующих ремонтных подразделений с привлечением дополнительных свежих сил эволюционировать до решения итоговой задачи.

— Одно из направлений работ — интеллектуальная оценка состояния оборудования. Руководители ГРЭС признаются, что их пугает перспектива определения индекса технического состояния по каждому элементу оборудования. Спуститься в каждый цех, провести диагностику всех механизмов, узлов, элементов — глобальная задача.

— У меня есть подобная обратная связь и от наших внутренних подрядчиков, которые ожидают, что мы с наскока, в авральном порядке будем внедрять новый стандарт диагностики. Шок и ужас.

Но, как я уже говорил, мы идем эволюционным путем, дробя большой объем на части и переваривая постепенно. Коллегам с Беловской ГРЭС поначалу казалось, что сформировать технологические карты на конкретные единицы оборудования в количестве 200 штук — неподъемная задача. Однако за первые две недели реализации они погрузились в вопрос, и сейчас есть понимание, что до конца года задача вполне выполнима.

Если выгрузить базу данных единиц оборудования любой нашей ТЭС и сказать: давайте скорректируем и быстренько наполним данными, то, конечно, понимания не встретим. Но если на конкретной станции мы поэтапно отработаем методологию (чтобы цели, задачи, алгоритмы стали понятны), то все перестанет быть устрашающим. И так — шаг за шагом, давление груза «невозможной задачи» исчезает.

— Насколько, по-вашему, сейчас удачное время для внедрения пилотных проектов?

— Текущий год оказался непростым с точки зрения проведения ремонтных программ. Но мы готовились к трудностям: делали корректировки, учитывали довольно большой складской запас, а, кроме того, достаточно рано расторговали основные объемы материалов для ремонтов. Таким образом, до начала второго полугодия у нас было порядка 80% необходимых материалов. Тем не менее, даже в этих условиях по ряду позиций мы ощущаем серьезный рост стоимости и сроков поставки, которые могут скорректировать наши планы.

Но любое давление на ремонтную программу извне лишь усиливает целесообразность ее оцифровки, ранжирования и оптимизации.

— Лимиты ремонтов могут меняться?

— Скажу так: средний рост стоимости материалов на данный момент с учетом ранней закупки и использования складских запасов составляет порядка 15%. Его можно покрыть как за счет экономии, так и за счет сверхлимитов или резервов программ ТОиР, если речь идет о проведении сверхкритичных работ. В каждом случае решаем индивидуально, стараясь действовать максимально эффективно.

— Наверное, самые большие сложности с реализацией ремонтной программы возникли на крупнейшей Рефтинской ГРЭС?

— На эту станцию приходится более 18% всего ремонтного фонда СГК, это значительная доля. Но главная сложность заключается в том, что единицы мощности на Рефтинской ГРЭС такие же крупные, как она сама. И их ремонт или замена связаны со значительными усилиями и затратами. Есть и специфические особенности (экибастузский уголь, высокий уровень загрузки оборудования, возраст станции), которые косвенно влияют на поддержание и ремонтные программы этой ГРЭС.

— Ваш коллега, директор по ресурсному обеспечению СГК Михаил Тарасенко отмечает возросшие проблемы с подрядчиками: нарушают сроки выполнения работ.

— Я бы не сказал, что эта проблема нарастает. Скорее, она проявилась в результате реорганизации СГК. Компания проходит через глобальные изменения, соответственно меняется и формат взаимодействия с подрядчиками. В пилотных проектах, которые я упоминал, их роль очень значительна.

При этом основные ожидаемые риски на 2023 год, связанные со сроками работ, касаются поставки металла и труб, которые идут на изготовление поверхностей нагрева и играют одну из ключевых ролей в ремонтной программе. Это на сегодня один из самых больных вопросов. Отчасти это наблюдалось и в прошлые годы. И мы начинаем перестраховываться: формируем лимиты на следующий год заранее, проводим опережающие закупки материалов и пр.

— Результаты внедрения пилотных проектов будут учтены при формировании ремонтных программ на следующий год?

— Да, разработанные технологические карты уже взяты в работу и участвуют в формировании ремонтных бюджетов следующих лет: в текущем 2022 году на основании этих карт разработана программа ремонтов Кемеровской ГРЭС. А те карты, которые создаются сейчас, будут учитываться при формировании программ 2023 года. Мы будем анализировать возможность их тиражирования в автоматическом режиме при проведении типовых ремонтов. Это позволит снизить трудозатраты, сосредоточиться на формировании сверхтиповых и критичных объемов ремонтов.

— Что даст внедрение новых подходов, условно говоря, как отразится цифровизация на активах СГК в среднесрочной перспективе?

— Каждая станция СГК будет обновляться и модернизироваться с учетом тех функций и задач, которые перед нею стоят. Для ГРЭС важен вопрос повышения маржинальности, для ТЭЦ приоритетна надежность теплоснабжения. И положительная динамика показателей готовности, надежности и эффективности работы оборудования будет заметна в отчетах всех производственных единиц СГК.

https://sibgenco.online