Российские регионы намерены оспорить лимиты по инфраструктурным кредитам
Ряд регионов планирует направить дополнительные заявки на финансирование своих инфраструктурных проектов, выразив неудовлетворенность выделенными правительством лимитами по целевым кредитам. Об этом сообщают «Известия», со ссылкой на пресс-службы правительств субъектов РФ.
Инфраструктурные бюджетные кредиты — долгосрочный инструмент с небольшой ставкой 3%, поэтому неудивительно, что многие регионы хотели бы большие лимиты, чем получили, отметила старший директор — руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Общий же объём финансирования составляет 500 млрд. руб.
Так, в Красноярском крае пояснили, что готовы реализовывать инициативы на 100 млрд рублей, а получили лимит в размере лишь 10 млрд. руб. О намерении оспорить решение федеральных властей заявили и в Магаданской области: при запросах в 30 млрд регион получил только 600 млн. руб. О несоответствии возможностей потребностям рассказали также в Чувашии, Ленинградской и Нижегородской областях.
Напомним, инфраструктурные кредиты — одна из крупнейших правительственных инициатив последних лет, направленная на социально-экономическое развитие субъектов. До конца 2023 года правительство вложит в развитие региональной инфраструктуры 500 млрд рублей в форме федеральных кредитов по ставке 3% годовых, аналогичная сумма будет выделена и до 2026 года.
Минфин распределил максимально возможные объемы кредита (лимитов) для каждого из субъектов. Расчет производился следующим образом: на численность населения были наложены два коэффициента — общая долговая нагрузка с учетом объема государственного долга региона на 1 января 2021 года и стоимость фиксированного набора товаров и услуг в субъекте по отношению к среднему по России, поясняли ранее в ведомстве. В результате треть суммы инфраструктурных кредитов получили пять субъектов.
Такое распределение вызвало недовольство многих регионов. По данным «Известий», администрация Красноярского края еще летом направила в Минстрой предварительный список проектов, подходящих для инфраструктурных кредитов, на 100 млрд. руб. Однако лимит, отведенный региону, составил лишь 10,1 млрд. руб. Его планируется потратить на проекты развития инженерной и дорожной инфраструктуры.
"Край намерен претендовать и на суммы сверх обозначенного лимита, ведь, согласно правилам предоставления инфраструктурных кредитов, предусмотрен второй, конкурсный этап распределения средств, невыбранных регионами по итогам первого, заявочного этапа", — заявили в пресс-службе администрации субъекта.
Оспорить отведенные суммы планируют и в Орловской области:"Региону предусмотрен лимит инфраструктурного кредита в размере 1,03 млрд. руб., однако планируется направить заявку в Минстрой на предоставление займа на сумму, превышающую его".
О несоответствии потребностей в инфраструктурном кредитовании и фактически выделенных средств рассказали и в Чувашии. Глава субъекта Олег Николаев сообщил, что в ближайшие два года там планируется реализовать проекты на сумму свыше 8 млрд. руб., в то время как лимит Чувашии на инфраструктурные кредиты составляет только 3,7 млрд. руб.
В Ленинградской области запросы на финансирование тоже значительно превысили отведенный лимит. Регион рассчитывает на получение льготных инфраструктурных кредитов на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, в частности, магистральных сетей водоснабжения и водоотведения в поселке Ковалево (4,5 млрд. руб.). Таким образом, в общей сложности региону необходимо 15,5 млрд. руб., а выделенный лимит составляет 8,5 млрд. руб.
Аналогичная проблема возникла в Нижегородской области. Регион уже получил кредит на 8,3 млрд. руб., однако необходимость в финансировании оказалась существенно выше. Губернатор Глеб Никитин сообщил, что расчетная потребность в бюджетных кредитах на весь срок реализации инфраструктурных проектов составляет 104,4 млрд. руб., а в облигациях — 25,5 млрд. руб.
Распределение лимитов произошло по принципу «деньги к деньгам»: львиную долю выделенных средств должны получить пять регионов, у которых и без этих займов идет активное инфраструктурное развитие, отметил доцент кафедры финансовых рынков РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Марков. Субъектам, которые недополучили финансирование, стоит расставить приоритеты среди имеющихся проектов и потратить выделенные средства на успешную реализацию наиболее важных из них. В дальнейшем реализованные проекты могут выступить весомым аргументом по выделению дополнительных средств, полагает эксперт.