Полезные ископаемые для энергетического перехода – новый доклад МЭА
Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустило новый доклад о ситуации с «критическими минералами» в контексте энергетического перехода «Critical Minerals Market Review». Одновременно с его выходом была представлена интерактивная база данных по критически значимым полезным ископаемым.
В последнее время этой теме уделяется повышенное внимание. В 2021 году МЭА уже публиковало обстоятельный доклад по теме.
В 2020 году большой доклад «Полезные ископаемые для климатических действий: интенсивность потребления минералов для перехода на чистую энергию» выпустил Всемирный банк.
В текущем месяце консалтинговая компания McKinsey также опубликовала небольшое исследование, в котором говорится, что быстрая трансформация энергетического сектора и декарбонизация промышленности, идущие на наших глазах, могут привести к нехватке некоторых минералов и металлов.
В новом докладе МЭА показывает, что в период 2017-2022 гг. отмечался беспрецедентный рост потребления ряда полезных ископаемых. Спрос на литий вырос в три раза, на кобальт на 70%, на никель на 40%. Рост потребления был обусловлен климатическими целями, поставленными правительствами и бизнесом, и привел к резкому увеличению инвестиций в добычу и переработку.
В документе говорится, что портфеля новых проектов по добыче полезных ископаемых теоретически может быть достаточно для обеспечения необходимого роста к 2030 году при условии, что все проекты будут реализованы вовремя.
МЭА обнаружило, что инвестиции в расширение производства важнейших полезных ископаемых превысили 40 миллиардов долларов в прошлом году, что на 30% больше, чем в 2021 году, в котором рост также был значительным — на уровне 20%.
По оценке Агентства, рынок полезных ископаемых, необходимых для «новой энергетики», в денежном выражении удвоился за пять лет и достиг размера в 320 миллиардов долларов в 2022 году, и «готов к дальнейшему быстрому росту, выдвигая его на центральное место в мировой горнодобывающей промышленности».
«В ключевой момент перехода к чистой энергии во всем мире нас воодушевляет быстрый рост рынка критически важных полезных ископаемых, которые имеют решающее значение для достижения миром своих целей в области энергетики и климата», — заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.
Среди различных полезных ископаемых литий показал самый резкий рост инвестиций (скачок на 50%), за ним следуют медь и никель. «Несмотря на это, остаются серьезные проблемы. Необходимо сделать гораздо больше, чтобы цепочки поставок критически важных полезных ископаемых были безопасными и устойчивыми».
Как и в других недавних отчетах, в исследовании МЭА отмечен высокий уровень концентрации предложения, что является поводом для беспокойства в отношении полезных ископаемых, таких как никель и кобальт, «при этом многие объявления о новых проектах исходят от уже доминирующих игроков».
Агентство считает, что необходимо делать гораздо больше для обеспечения диверсифицированных и устойчивых поставок полезных ископаемых и повышения устойчивости рынка.
Хотя расходы на разведку растут в Северной Америке, Австралии и других регионах, китайские компании укрепляют свои доминирующие позиции. Они практически удвоили свои инвестиции в 2022 году, в то время, как новые вложения ведущих западных горнодобывающих компаний росли гораздо медленнее.
Что касается будущего развития, МЭА прогнозирует, что в сценарии нулевого баланса выбросов (NZE 2050) глобальное потребление лития к 2050 году вырастет примерно в 13 раз от уровня 2021 году, никеля более чем в два раза, кобальта более чем в три раза (см. график).
По нашему мнению, вопрос природных ресурсов не является определяющим для энергетического перехода, то есть гипотетическая нехватка того или иного элемента не окажет существенного влияния на процессы трансформации энергетического сектора в целом. Расширяются возможности субституции. В то же время, разумеется, эффективность снабжения полезными ископаемыми и динамика рыночных цен на сырьё оказывают влияние на темпы изменений.
Мы также считаем, что сегодняшний повышенный интерес к теме не в последнюю очередь обусловлен геополитической напряженностью, которая может привести к деформациям цепочек поставок.