navigation

На Ленинградской АЭС успешно прошли испытания контейнера нового поколения для отработавшего ядерного топлива

На Ленинградской АЭС успешно прошли испытания контейнера нового поколения для отработавшего ядерного топлива

Эта инновационная отраслевая разработка «Росатома» позволит сделать ещё один шаг к переходу на сбалансированный ядерный топливный цикл.

На Ленинградской АЭС завершилась проверка головного образца нового транспортно-упаковочного контейнера ТУК-137Т.Р, предназначенного для перевозки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с энергоблоков ВВЭР-1200 поколения «3+».

Испытания контейнера выполнены в рамках планового капитального ремонта на энергоблоке № 6 ЛАЭС, который идёт в настоящее время. Работы велись в «холодном» режиме — в каждую из 18-ти ячеек контейнера поочередно был установлен имитатор тепловыделяющей сборки (ТВС), идентичный настоящей по весу и габаритам. Также команда специалистов отработала полный транспортно-технологический цикл нового контейнера. Успешное проведение всех операций подтвердило совместимость ТУК-137Т.Р с оборудованием блока № 6 и возможность его использования при выполнении технологических операций с ОЯТ.

Новый ТУК-137Т.Р по сравнению предыдущими версиями, применяемыми на энергоблоках ВВЭР-1000, не зависит от импортных комплектующих и предполагает транспортировку ТВС с более высокими радиационными и тепловыми нагрузками. Также, сохранив габариты предыдущей серии, он вмещает в себя при этом больше кассет с ОЯТ — 18 вместо 12-ти.

«Контейнер нового поколения — это не только унифицированное решение для всех АЭС российского проекта ВВЭР-1200, обеспечивающее безопасную транспортировку ОЯТ, но и важный шаг к переходу отечественной атомной отрасли на сбалансированный ядерный топливный цикл, который базируется на концепции многократного использования ядерного топлива в целях снижения добычи природного урана и сокращения объемов отходов, направляемых на окончательную консервацию», — рассказал главный инженер Ленинградской АЭС-2 Александр Беляев.

«Благодаря усовершенствованной конструкции ТУК-137Т.Р все работы по удалению ОЯТ с энергоблоков будут проходить ещё более безопасно, а увеличенная ёмкость контейнера позволит оптимизировать сроки ремонтных кампаний», — подчеркнул в свою очередь заместитель главного инженера ЛАЭС-2 по безопасности и надежности Павел Иванов.

Следующим этапом после «холодных» испытаний на ЛАЭС-2 станут испытания на Белорусской АЭС. Их результаты будут учтены в конструкции «серийных» ТУК-137Т.Р, предназначенных для вывоза ОЯТ с российских атомных станций с реакторами ВВЭР-1200 и с Белоруской АЭС на предприятия ядерного-топливного цикла начиная с 2027 года. Подготовка к их производству уже началась.

Первые партии ОЯТ с энергоблоков № 5 и № 6 ЛАЭС, введённых в промэксплуатацию в 2018 и 2021 годах, планируют вывозить за пределы здания реактора уже через несколько лет. К этому времени планируется получить четыре транспортно-упаковочных комплекта.

Справочно:

Сегодня перед российской промышленностью стоит цель в кратчайшие сроки обеспечить технологический суверенитет и переход на новейшие технологии. Государство и крупные отечественные компании направляют ресурсы на ускоренное развитие отечественной производственной и инфраструктурной базы. Внедрение инноваций позволяет Росатому и его предприятиям занимать новые ниши на рынке, повышая конкурентоспособность атомной отрасли и всей российской промышленности в целом.

Транспортно-упаковочные контейнеру серии 137Т.Р — это инновационная отраслевая разработка, направленная на создание целого контейнерного парка для реакторов ВВЭР-1200, сооружаемых при поддержке «Росатома» как в России, так и за рубежом — в Белоруссии, Турции, Венгрии и Бангладеш. Новый контейнер будет применяться на предприятиях ядерно-топливного цикла, осуществляющих централизованно обращения с ОЯТ АЭС, а также на атомных станциях Концерна «Росэнергоатом» с энергоблоками ВВЭР-1200. Планируется, что впоследствии контейнеры семейства ТУК-137Т будут использовать и для хранения ОЯТ.

Госкорпорация «Росатом» и её предприятия следуют целям устойчивого развития ООН, в том числе, в части обеспечения перехода к рациональным моделям потребления и производства. В этом плане прежде всего актуален вопрос обращения с радиоактивными отходами. Технологии, которые сегодня разрабатывает Росатом, позволят уже в ближайшем будущем обеспечить человечество неисчерпаемой чистой энергией за счет перехода на замкнутый ядерный цикл, когда облеченное ядерное топливо будет перерабатываться и использоваться вновь. Достижению этой цели способствует развитие двухкомпонентной энергетики, которая включает в себя реакторы нового четвертого поколения на быстрых нейтронах наряду с традиционными реакторами на тепловых нейтронах.

Ленинградская АЭС является одной из крупнейших атомных станций в России по установленной мощности 4 400 МВт. Здесь эксплуатируются 4 блока РБМК-1000 и 2 блока ВВЭР-1200. Энергоблоки №1 и 2 РБМК-1000 остановлены для вывода из эксплуатации после 45 лет службы. Им на смену в 2018 и 2021 годах были введены два блока ВВЭР-1200. Проектный срок их службы составляет 60 лет с возможностью продления на 20 лет. Ещё два новых энергоблока №7 и №8 ВВЭР-1200 Ленинградской АЭС планируется ввести в эксплуатацию в 2030 и 2032 годах соответственно. Они станут замещающими мощностями энергоблоков №3 и №4 РБМК-1000. Ежегодная выработка каждого энергоблока ВВЭР-1200 — более 8,5 млрд кВтч.

https://www.rosenergoatom.ru