Инвестиции нефтегазовых компаний в ВИЭ могут вырасти до 10% капитальных затрат к 2030 году
Международные юридические компании начинают соревноваться с консультантами и другими «профильными» организациями в сочинении докладов по вопросам энергетического перехода и участия нефтегазовых компаний в этом процессе.
В текущем месяце Международное энергетическое Агентство (МЭА) представило доклад «Нефтегазовая промышленность в условиях энергетического перехода», о котором мы писали.
На днях международная юридическая фирма CMS опубликовала работу «Энергетический переход: эволюция или революция? Роль нефтегазовых компаний в будущем с нулевыми выбросами» (Energy Transition: Evolution or Revolution? The role of oil and gas companies in a net-zero future), подготовленную в партнёрстве с Capital Economics.
Согласно этому докладу, пятнадцать крупнейших нефтяных компаний мира, в том числе Shell, BP, Exxon Mobil, Saudi Aramco и российская НК Лукойл, в 2018 году инвестировали примерно 6,6 млрд долларов из общей суммы капитальных вложений в 228 млрд долларов в технологии возобновляемой энергетики, к которым авторы отнесли также биотопливо и системы улавливания и хранения углерода (CCS).
CMS подсчитала, что эти 15 компаний, на которые приходится половина мирового производства нефти и газа, направили в указанные новые энергетические технологии 3% своих совокупных капитальных затрат.
Европейские компании лидируют, они потратили в среднем 6,2% на компанию. В остальном мире цифра гораздо скромнее — всего 0,8%.
Испанская Repsol, которая ранее объявила о намерении сократить свои выбросы до чистого нуля к 2050 году, заняла первое место, инвестировав 16,7% в возобновляемые источники энергии в 2018 году.
Остальные в первой пятерке крупнейших инвесторов (по доле ВИЭ в капитальных вложениях) — это европейские нефтяные компании (Shell, BP, Equinor, Eni). На шестом месте — малазийская Petronas с долей инвестиций в ВИЭ в 3,3%. Лукойл находится на восьмом месте.
Крупнейшим инвестором в ВИЭ среди американских компаний является Chevron, который занимает девятое место с долей в 1,5%.
Ветровые и солнечные технологии являются наиболее распространенными объектами инвестиций среди нефтегазовых компаний. Гораздо реже нефтяники инвестируют в гидроэнергетику (исключение: Repsol и Лукойл) и геотермальную энергетику.
Только одна из рассмотренных компаний, американская Conoco Phillips, не инвестировала ни в одну из технологий за исключением CCS.
Авторы считают, что в 2030 году инвестиции рассматриваемых компаний в возобновляемые источники энергии могут вырасти как минимум до $10 млрд в год, а в сценарии «Быстрой энергетической трансформации» составить даже $31 млрд в год или 10% их суммарных капитальных затрат.
В докладе показывается, что ряд нефтяных компаний взял на себя обязательства увеличить долю вложений в новые энергетические технологии к определённым срокам.
Сравнение экономики проектов в нефтегазовом секторе и ВИЭ показывает, что норма доходности (IRR) для нефти и газа выше. Однако со временем из-за уменьшения спроса на нефть и газ и из-за того, что влияние энергетического перехода будет возрастать, разница в IRR может стать меньше, отмечается в докладе.
CMS также выделяет ряд факторов, которые могут ограничить инвестиции в будущем. К ним относятся изменяющаяся нормативно-правовая среда, неопределенность в отношении доходности проектов ВИЭ и растущая конкуренция со стороны энергетиков — фирм, занимающихся возобновляемыми источниками энергии.