Германия хочет вернуть солнечную индустрию в Европу
В немецкой газете Handelsblatt, главном ежедневном деловом издании ФРГ была опубликована статья «Германия должна использовать шанс и вернуть солнечную индустрию обратно в Европу».
Основной тезис, высказанный автором этой публикации, я повторяю довольно часто. Он звучит примерно так. Фотоэлектрическая солнечная энергетика – ключевой сектор мирового энергетического рынка с колоссальным потенциалом роста. Если мы не участвуем в производственных цепочках на этом рынке, то постепенно становимся энергетически зависимыми от иностранных поставщиков технологических решений.
Конечно, для Германии эта угроза стоит более остро, чем для России, поскольку и темпы роста солнечной энергетики совсем другие, и сырьевых ресурсов своих меньше. К тому же в Российской Федерации развитие солнечной энергетики всё-таки сопровождается становлением промышленного сегмента, солнечной индустрии, пусть и на чрезвычайно малых объёмах рынка, не дающих хорошего эффекта масштаба.
Немецкий автор отмечает, если ФРГ полностью потеряет «технологические возможности для производства солнечных модулей, прежняя зависимость от газа и нефти будет заменена зависимостью от азиатских производителей фотоэлектрических модулей. Рыночная цена фотоэлектрических модулей устанавливается в Азии, и мы зависим от нее».
Полная зависимость может быть предотвращена, только если вся цепочка создания стоимости в солнечной индустрии доступна в Европе на промышленном уровне. «По геополитическим причинам и для обеспечения экономического и технологического суверенитета промышленное производство фотоэлектрических модулей необходимо для Европы».
Недавно в ЕС проводились основательные исследования, которые показали, что в Европе возможно конкурентоспособное крупномасштабное производство солнечных модулей полного цикла, в том числе за счёт экономии на транспортных издержках.
Транспортировка фотоэлектрического модуля из Азии в Европу стоит от одного до трех центов за ватт. Затраты на производство высокоэффективных модулей сегодня находятся в диапазоне от 20 до 25 центов за ватт [так пишет автор цитируемой статьи]. То есть транспортные расходы нынче составляют около 10 процентов от общей стоимости. Раньше, когда модули стоили дорого, роль транспортировки в экономике проектов не была столь значительной. Более того, со временем доля расходов на логистику будет продолжать расти. Соответственно, европейское производство имеет экономический смысл.
Сегодня уже видны подвижки, признаки ренессанса. Мы совсем недавно писали об открытии нового производства солнечных модулей объёмом 400 МВт в Тюрингии. Масштабные планы вынашивают REC и Meyer Burger. Можно посмотреть на французскую программу индустриализации в области «новой энергетики» …
Автор призывает провести переоценку [ценностей] и оказать политическую поддержку возвращению промышленности, «чтобы подготовить Германию и Европу к будущему».