In-power.ru

Декарбонизация Северо-Востока Евразии будет происходить за счет повышения энергоэффективности

Северо-Восток Евразии рискует отстать в развитии энерготехнологий, которые становятся общепринятым стандартом во всем мире. Об этом говорилось на вебинаре компании DNV GL, где было представлен отчет на тему «Прогноз перехода к современным методам получения энергии 2020 – региональный обзор Северо-Востока Евразии».

Вебинар организовала Российская Ассоциация Ветроидустрии (РАВИ). Независимый прогноз от DNV GL основан на моделировании наиболее вероятных сценариев развития будущего мировой энергетики до 2050 года.

Согласно данным DNV GL в регионе (Северо-Восток Евразии) добывается 21% от всего добываемого в мире газа, а также 16% нефтяных углеводородов, в изобилии также уголь. В структуре энергопотребления преобладают отечественные нефтегазовые ресурсы. При этом в регионе весьма сильная зависимость от экспортных доходов от нефти и газа, что сопряжено с рисками в ходе глобального энергетического перехода.

Россия занимает главенствующее положение по размерам территории, численности населения и экономическим показателям, страна выступает вторым в мире производителем углеводородов. Европа и страны СНГ являются для РФ основными экспортными рынками углеводородов.

Между тем, эксперты отмечаю, что в последние годы неопределенность на мировых рынках усилилась, что привело к менее предсказуемому росту спроса на углеводородные ресурсы Северо-Востока Евразии и вероятности пика спроса на нефть. Учитывая глобальную тенденцию к декарбонизации, регион рискует отстать в развитии технологий, которые становятся общепринятым стандартом во всем мире.

При этом общим для стран региона является высокая энергоемкость ВВП. Обильные и дешевые запасы ископаемых энергоносителей, экономическая зависимость и политическая воля к их разработке означают, что на Северо-Востоке Евразии энергетическому переходу уделяется меньше внимания, чем в остальных развитых странах.

Оптимизация энергопотребления и декарбонизация здесь будет происходить за счет повышения энергоэффективности, а не за счет повсеместной электрификации и внедрения ВИЭ. Об этом говорят скромные целевые показатели развития ВИЭ (без учета гидроэнергетики). Например, к 2030 году Россия планирует довести долю ВИЭ в конечном потреблении лишь до 5%.

В то же время в сентябре 2019 года Россия ратифицировала Парижское соглашение, целью которого является обеспечение до 2030 года сокращения выбросов на 30% по сравнению с уровнем 1990 года. Основной упор при этом планируется делать именно на повышение энергоэффективности, а также на безуглеродные отрасли энергетики: атомную и гидро.

В структуре электроэнергии к 2050 году будет преобладать гидроэнергетика, доля которой в генерации составит 30%, и в ближайшие десятилетия производство по этому направлению будет удвоено. На атомную энергетику будет приходиться 16% всей генерации, и спада в этом направлении не ожидается.

Между тем, солнечная и ветряная энергетика в регионе распространены ограничено по сравнению с большинством других регионов, хотя и характеризируется некоторым ростом. В DNV GL ожидают, что внушительное наращивание строительства новых объектов ВИЭ в регионе начнется примерно с 2030 года.

Тем не менее, рост использования ВИЭ произойдет уже в 2030 году, первую очередь за счет солнечной и ветроэнергетики (оншорной отрасли). Солнечная энергетика вырастет до 34 ГВт к 2030 году и до 228 ГВт к 2050 году. Оншорная ветроэнрегетика – до 13 ГВт к 2030 году и до 75 ГВт к 2050 году, а офшорная – до 33 ГВт в 2050 году.

Роль ископаемых энергоносителей в электроснабжении к 2050 году сильно снизится (с нынешних 65% – уголь и природный газ). Природный газ останется в структуре энергопотребления, но его доля в энергоснабжении снизится с 44% в 2018 году до 15 % в 2050 году, а на уголь к 2050 году не будет приходиться и 1%.

В части производства электроэнергии, то теплоэлектростанции останутся основными источниками генерации (313 ГВт в 2030 году). Однако установленная мощность этого вида генерации будет уменьшаться на фоне роста таковой у объектов, работающих на различных ВИЭ, а также продолжающегося роста гидроэнергетики (139 ГВт к 2030 году и 178 ГВт к 2050 году).

В целом в DNV GL отмечают, что мир приближается к будущему, в котором будет требоваться меньше энергии, даже при росте населения Земли и экономики. Значительное повышение энергоэффективности во всех секторах и ускоренная электрификация приведут к достижению пика глобального предложения первичной энергии в 2032 году, т.е. на уровне, лишь немного превышающем сегодняшнее потребление энергии. Доля ископаемого топлива в структуре энергопотребления будет неуклонно снижаться, с нынешних 81% до 54% к 2050 году.

Однако для выполнения целей, поставленных Парижским соглашением, необходимо улучшать энергоэффективность, не ограничиваясь ежегодным повышением энергоемкости на 2,3%; развивать электрификацию и повышать долю ВИЭ; декарбонизировать «сложные» сектора; масштабно внедрять технологии улавливания и хранения углерода (УХУ, технологии смягчения воздействия на климат).

eprussia.ru