In-power.ru

Солнечная энергетика: основные итоги 2020 года

Уходящий 2020 год оказался необычным. На человечество напал мор, и все экономики стали трещать по швам. Поэтому прежние, сделанные в девятнадцатом или раньше, прогнозы развития чего бы то ни было потеряли, так сказать, свою актуальность. Форс мажор.

Прирост установленной мощности солнечных электростанций в мире может и не достигнет уровней самых оптимистичных прежних предсказаний, но будет весьма существенным, сопоставимым с рекордным результатом 2019 года. Если считать «по номиналу» (имеется в виду DC-мощность), то по итогам 2020-го вполне можно ожидать порядка 120 ГВт новых объектов. Продажи солнечных модулей вроде бы должны превысить показатель 2019 года.

Кому война, а фотоэлектрическая солнечная энергетика проходит через пандемию COVID-19 без каких-то заметных потерь.

В 2020 году отмечен небывалый прирост производственных мощностей в солнечной индустрии. Заводов понастроили столько, что уже сегодня вполне можно вводить по 200-250 ГВт солнечных электростанций в год.

А посмотрите на объявления о расширении производственных мощностей! LONGi пообещала производить более 100 ГВт солнечных пластин в год (к 2022 году). Tongwei в разгар китайской пандемии сообщил, что будет выпускать 80-100 ГВт солнечных элементов в год к 2023 г…

В производственном сегменте отрасли в 2020 году произошли существенные технологические перемены. Солнечный модуль мощностью более 500 Вт был впервые показан в декабре 2019 года (Risen Energy). В декабре 2020 года солнечные модули мощностью более 500 Вт выпускает уже десяток компаний. Более того, на рынке появились устройства мощностью более 600 Вт и даже более 650 Вт (я говорю о серийной продукции, на выставках показывали панели и по 800 Вт).

В 2020 году представлен новый формат кремниевых пластин (М10 – 182 мм), который его создатели хотят сделать «золотым стандартом» индустрии.

Продолжался процесс концентрации мирового производства в КНР, хотя европейцы всё чаще выражают решительность создать собственные крупномасштабные предприятия и конкурировать с китайцами. Наиболее громкое, пожалуй, заявление сделал Meyer Burger, пообещавший создать крупномасштабное производство солнечных элементов и модулей в ФРГ.

Уходящий год не обошелся без очередных мировых рекордов в солнечной энергетике. Примерно одинаковые цены – на уровне 1,35 центов США за киловатт-час – были установлены на конкурсных отборах в ОАЭ и Португалии. До этого, в январе 2020 года, в Катаре был установлен прежний рекорд (см. график).

Напомню, речь идёт о несубсидируемых «одноставочных» ценах, устанавливаемых на длительные сроки, и в которые включены все издержки, а также доход инвесторов. Эти результаты подтверждают, что солнечная энергетика способна производить самую дешевую электроэнергию, намного дешевле, чем другие технологии генерации.

Не зря Международное энергетическое агентство (МЭА) в своём «флагманском» ежегодном докладе World Energy Outlook 2020 сообщило, что «солнце становится новым королём электроэнергетики». Агентство подчеркнуло, что солнечная энергия в настоящее время «неизменно дешевле» электричества новых угольных или газовых станций в большинстве стран, и солнечные проекты предлагают самые низкие цены на электроэнергию из когда-либо виденных.

В 2020 году крупная солнечная электростанция впервые начала оказывать системные (вспомогательные) услуги (ancillary grid services) энергосистеме на постоянной и коммерческой основе. В будущем такие проекты будут реализовываться всё чаще.

В 2020 году впервые после долгого перерыва был отмечен устойчивый рост цен на поликремний, что привело к повышению цен на компоненты. По прогнозам, к 2022 году цены вернутся к минимумам.

Нельзя не отметить повышенную активность нефтяников в солнечной энергетике в 2020 году. Речь идёт о масштабных инвестициях (планах инвестиций) нефтегазовых компаний в отрасль. Например, BP намерена довести свои электроэнергетические мощности ВИЭ до 50 ГВт к 2030 г. Total планирует довести свои мощности ВИЭ до 35 ГВт к 2025 году. В обоих случаях солнечной энергетике отводится важная роль в выполнении этих задач.

Несколько крупнейших производителей солнечных панелей (JinkoSolar, First Solar, LONGi) вступили в инициативу RE100 и взяли на себя обязательства использовать в производственной деятельности только возобновляемую энергию. Переход на ВИЭ крупнейших производителей делает чистую солнечную энергию ещё чище, снижает углеродный след жизненного цикла объектов солнечной генерации практически до нуля.

Самой «модной» энергетической темой сегодняшнего дня является водород. В 2020 году было анонсировано множество проектов по производству зеленого водорода с помощью солнечной электроэнергии. Особо выделим саудовский мега-проект, в рамках которого планируют построить 4 ГВт солнечных и ветровых мощностей и производить 650 тонн водорода в день.

В тех странах, где существуют подходящие правовые условия, всё большее число солнечных проектов реализуется с помощью прямых договоров купли-продажи электроэнергии (генератор-потребитель), то есть «на свободном рынке», вне рамок действующих программ развития солнечной энергетики.

В 2021 году продолжится безумная китайская гонка по наращиванию производственных мощностей. В мире в эксплуатацию будет введено порядка 150 ГВт солнечных электростанций. Продолжительность и сила пандемии, карантины в разных странах – это факторы, которые могут повлиять на развитие, очевидно.

https://renen.ru