In-power.ru

Основная часть зеленого водорода будет транспортироваться на дальние расстояния — исследование

Водородный Совет (Hydrogen Council) выпустил доклад «Глобальные потоки водорода: торговля водородом как ключевой фактор эффективной декарбонизации».

Согласно результатам исследования, проведенного при участии консалтинговой фирмы McKinsey, большая часть потребляемого в мире водорода будет транспортироваться на дальние расстояния с помощью трубопроводов и морских судов.

Прогнозируется, что в 2050 году при прогнозируемом глобальном потреблении водорода в 660 млн тонн, 400 млн тонн, то есть 60%, будет поставляться на дальние дистанции. В 2030 году из 140 млн тонн потребляемого водорода 65 млн тонн будут транспортироваться издалека.

Если брать собственно водород, то доля транспортируемого на дальние расстояния (более 1000 км) газа в 2050 году составит 50% (230 млн тонн), а вот производные водорода, такие как синтетическое топливо, аммиак или губчатое железо будут в основном прибывать к местам потребления издалека. 75% таких производных (170 млн тонн) будут транспортироваться на дальние расстояния.

Для создания транспортной инфраструктуры нужно будет инвестировать порядка 1,5 триллиона долларов до 2050 года.

Совет считает, что потребность в такой мощной транспортной инфраструктуре обусловлена удаленностью лучших (с точки зрения эффективности и затрат) мест для производства зеленого водорода от основных центров потребления.

При этом добавляется, что эта инфраструктура сэкономит конечным пользователям в общей сложности 460 миллиардов долларов в год, потому что H2 и его производные будут производиться в регионах с лучшим потенциалом ВИЭ, что снизит цены на водород во всем мире.

На графике показан потенциал производства зеленого водорода в разных регионах. Как мы видим, потенциал России высок. Более 200 млн тонн может производить Российская Федерация в 2050 году по ценам ниже 1,8 доллара за килограмм.

США, Ближний Восток, Африка, Австралия, Чили, Россия и Норвегия в значительной степени могут стать экспортерами чистого водорода, в то время как остальная часть Европы, Индия, Китай, Южная Корея и Япония будут главным образом импортерами.

Зеленый водород можно будет производить по цене менее 1,15 долларов за кг в США, Китае, на Ближнем Востоке, в Южной Америке, Намибии и Южной Африке, в то время как в местах с ограниченными доступными землями для проектов ВИЭ, таких как Европа, Япония и Южная Корея стоимость будет выше 1,80 доллара за кг, а в некоторых случаях и более 2,50 доллара за кг в 2050 году.

По вопросу будущей международной торговли водородом существуют противоположные точки зрения.

DNV GL в недавнем докладе прогнозирует, что межконтинентальная торговля водородом вряд ли получит широкое распространение, поставки будут ограничены в основном средними расстояниями. В то же время аммиак будет торговаться по всему миру, поскольку он более удобен для транспортировки.

Некоторые вообще считают, что импортировать водород в Европу – это безумие.

В сентябре 2020 года британская консалтинговая компания Aurora Energy Research представила исследование «Водород в энергосистеме Северо-Западной Европы». По её расчётам, импорт водорода не имеет экономического смысла, даже из солнечных стран. Такие факторы, как высокий расход воды для производства водорода или надежность поставок, даже не выходят на первый план. Транспортные издержки убивают экономику проектов.

В ноябре 2020 года в ФРГ был опубликован доклад «Оценка преимуществ и недостатков импорта водорода по сравнению с отечественным производством», подготовленный совместно Вуппертальским институтом климата, окружающей среды и энергетики и DIW Econ. Авторы подсчитали, что импорт водорода морским транспортом не имеет смысла по экономическим причинам, так как требует энергоемкого сжижения.

Немецкий аналитический центр Agora Energiewende также считает, что покупки водорода на глобальном рынке нецелесообразны (транспортные издержки слишком велики), импорт целесообразно ограничить возобновляемым синтетическом топливом.

https://renen.ru