Китай запускает систему торговли квотами на выбросы парниковых газов
В КНР запускается самая масштабная в мире национальная система торговли квотами на выбросы парниковых газов. Под новую систему регулирования попадают предприятия энергосектора, ответственные за почти 40% выбросов парниковых газов. Введение системы поможет как снизить выбросы в самом Китае, занимающем первое место по эмиссии парниковых газов в мире, так и опробовать новую модель углеродного рынка (предыдущие, в частности в ЕС и Калифорнии, работают пока не слишком успешно). Впрочем, основная мотивация климатических действий Китая лежит в области снижения загрязнения качества воздуха и повышения конкурентоспособности китайской продукции на мировых рынках, полагают эксперты.На прошлой неделе главное управление ЦК Коммунистической партии Китая и Госсовет страны в совместном заявлении сообщили о запуске общенационального углеродного рынка в стране. Детали нового регулирования раскрыла в разъяснительном документе Национальная комиссия развития и реформ Китая. Напомним, с 2013 года пилотные углеродные рынки функционировали в семи провинциях страны. Они предназначены для реализации квот энергетического, цементного, сталелитейного и ряда других секторов, их совокупный оборот составляет $680 млн, средняя цена за тонну сокращения выбросов СО2 — от $3 до $10.Новая схема затронет около 1700 компаний энергетического сектора, если их выбросы превышают 26 тыс. тонн СО2 в год, совокупно это около 3,3 млрд тонн, или 39% всех выбросов в стране. Точная дата начала торгов на рынке пока не называется, предполагается, что в ближайший год компании будут перепроверять и верифицировать свою углеродную отчетность, а также получать квоты в тестовом режиме. Полностью рынок должен заработать к 2019 году.Эти планы позволяют говорить о запуске в КНР крупнейшего в мире углеродного рынка. Сейчас в этой области работают Европейская торговая система в ЕС и рынки в Новой Зеландии, Южной Корее, Калифорнии и ряде северо-восточных штатов США и провинций Канады — однако старые рынки демонстрируют не слишком положительную динамику. Так, рынок в ЕС был запущен в 2005 году, он покрывает около 40% всех выбросов (2 млрд тонн СО2), но для его успешного функционирования — обеспечения перераспределения зеленых инвестиций в снижение выбросов парниковых газов — цена на единицу снижения выбросов должна была находиться на уровне ?25–30, однако в последние несколько лет она составляет менее ?10 (сейчас — около ?7). Начиная с 2014 года рынок регулярно реформируют, о последнем пакете реформ было объявлено в ноябре этого года. Его суть — в изъятии или резервировании избыточных квот (чтобы сократить предложение и поднять цены), а также запрет приобретать права на сокращения на других рынках. Калифорнийский рынок был запущен в 2011 году, ожидаемая цена на нем составляла порядка $30–40 за тонну, однако в реальности она оказалась порядка $13. Главные проблемы крупнейших действующих рынков — сложности с точным расчетом квот и макропрогнозированием, а также требования промышленных компаний повысить объем разрешений на выбросы: все это приводит к избытку квот и низким ценам на них — что, в свою очередь, не позволяет рынкам работать на «озеленение» экономик настолько успешно, как это предполагалось.Китай пытается учесть этот опыт, говорят разработчики его системы. Как именно будут распределяться квоты, пока не определено — первый год работы системы уйдет на тесты. По прогнозам China Emission Exchange (управляет углеродной торговлей в Гуандуне), начальная цена на национальном рынке, скорее всего, составит порядка $7,50 за тонну СО2, но в будущем может вырасти до $45.Китай занимает первое место по объему выбросов парниковых газов в мире. В период с 2000 по 2010 год их выбросы в стране увеличились более чем вдвое (на 110%). Впоследствии рост несколько замедлился — с 2010 по 2016 год они выросли только на 16% из-за снижения потребления угля (падало на протяжении нескольких лет, но может вновь вырасти в этом году), развития возобновляемой энергетики и энергоэффективности. Цель КНР в рамках Парижского климатического соглашения — до 2030 года пройти пик эмиссии парниковых газов, снизив углеродоемкость ВВП на 60–65% от уровня 2005 года. По прогнозам различных международных организаций, введение национального углеродного рынка поможет снизить выбросы минимум на 30% к 2030 году.Насколько успешна китайская модель, можно будет понять лишь через несколько лет. Но запуская рынок, КНР руководствуется не только «климатическими» целями, но и необходимостью «снижения катастрофического загрязнения воздуха, а также технологического перевооружения страны», считает глава программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. С ним согласен и член генсовета «Деловой России» Олег Плужников. По его словам, среди основных проблем экономики Китая — «конкурентоспособность производимых в стране товаров, экология и энергетическая безопасность, а реализация комплексной программы регулирования выбросов позволяет китайскому правительству убить всех трех зайцев». Игорь Макаров из ВШЭ отмечает, что эксперимент с созданием китайского рынка играет важную роль и для международной климатической политики, находящейся в непростой ситуации после объявления о планах выхода США из Парижского климатического соглашения.https://www.kommersant.ru