Производитель удобрений Yara заключил первый договор по улавливанию и хранению углерода
Норвежская компания Yara, один из крупнейших производителей азотных удобрений, сообщила о заключении контракта с консорциумом Northern Lights. Мы рассказывали, что в 2020 году нефтегазовые компании Equinor, Shell и Total решили инвестировать в проект Northern Lights («Северное сияние») по улавливанию и хранению CO₂ на норвежском континентальном шельфе.
«Северное сияние» будет работать следующим образом: сжиженный и находящийся под давлением CO2 будет загружаться в «месте улавливания» на специально спроектированные суда, которые доставят его на островной терминал в Натургаспаркен (Naturgassparken), у западного побережья Норвегии, недалеко от Бергена.
Там CO2 будет выгружаться в резервуары временного хранения, а затем транспортироваться по трубопроводу на место хранения и закачиваться в подземный резервуар – 2500-3000 метров ниже морского дна на южном участке поля Тролль — где он сможет храниться неограниченное время.
Проект «Северное сияние» стал частью норвежской госпрограммы Longship по улавливанию и хранению углерода (CCS) в стране.
Yara и Northern Lights договорились об основных коммерческих условиях транспортировки CO2, полученного на Yara Sluiskil, заводе по производству аммиака и удобрений в Нидерландах, и постоянного хранения его под морским дном у побережья западной Норвегии. Когда окончательные детали контракта будут согласованы, это будет первое в истории соглашение о трансграничной транспортировке и хранении CO2. Он установит стандарт для других промышленных компаний по всей Европе, которые хотят использовать «Северное сияние» — и другие новые варианты транспортировки и хранения CO2 в Северном море — в качестве ключевой части своих стратегий декарбонизации.
Yara Sluiskil уже сократила выбросы CO2 на 3,4 миллиона тонн в год от производства аммиака и удобрений с 1990 года. Значительные объемы углекислого газа повторно используются в тепличном производстве, в качестве ингредиента для газированных напитков и для других целей, таких как мочевина и AdBlue, раствор мочевины высокой чистоты для дизельных двигателей.
С начала 2025 года 800 000 тонн чистого CO2 будут улавливаться, сжиматься и сжижаться в Нидерландах, а затем транспортироваться в хранилище «Северное сияние» на глубине 2 600 метров под морским дном.
«Yara — наш первый коммерческий клиент, который загружает имеющиеся у нас мощности в Northern Lights. Этим мы создаем рынок для транспортировки и хранения CO2. С начала 2025 года мы отправим первые тонны CO2 из Нидерландов в Норвегию. Это продемонстрирует, что CCS является климатическим инструментом для Европы», — сказал Бёрре Якобсен, управляющий директор Northern Lights.