In-power.ru

В.А. Маркелов: «Работы у нас очень много, задел к юбилею «Газпрома» существенный»

Запуск в эксплуатацию Ковыктинского месторождения, обеспечение газом жителей Дальнего Востока, наращивание экспортного потенциала трубопроводных поставок в Китай, перевод железнодорожного и речного транспорта на газомоторное топливо, создание первых образцов российского флота гидроразрыва пласта, вертолета для шельфа и автобуса-вездехода для вахтовых бригад на севере – о знаковых событиях ушедшего года, а также планах на юбилейный для «Газпрома» 2023 г. в интервью журналу «Газовая промышленность» рассказал заместитель Председателя Правления – начальник Департамента ПАО «Газпром» Виталий Анатольевич Маркелов.

Запуск в эксплуатацию Ковыктинского месторождения, обеспечение газом жителей Дальнего Востока, наращивание экспортного потенциала трубопроводных поставок в Китай, перевод железнодорожного и речного транспорта на газомоторное топливо, создание первых образцов российского флота гидроразрыва пласта, вертолета для шельфа и автобуса-вездехода для вахтовых бригад на севере – о знаковых событиях ушедшего года, а также планах на юбилейный для «Газпрома» 2023 г. в интервью журналу «Газовая промышленность» рассказал заместитель Председателя Правления – начальник Департамента ПАО «Газпром» Виталий Анатольевич Маркелов.

– Анализируя прошедший год, скажите, пожалуйста, какие задачи стали ключевыми для производственного блока и «Газпрома» в целом, с каким заделом компания вошла в свой юбилейный год?

– У «Газпрома» первоочередная миссия – обеспечение газом российских потребителей, чем, как и прежде, мы занимались в 2022 г. Традиционно важная задача для компании – восполнение отобранного из подземных хранилищ в предыдущем сезоне газа для прохождения нового осенне-зимнего периода. Мы с ней, как и всегда, справились, обеспечили необходимый запас к зиме 2022/2023. Как известно, в 2021 г. из ПХГ был максимальный отбор за всю историю «Газпрома».

Помимо успешного прохождения осенне-зимнего периода, особое значение имели ввод новых и реконструкция существующих производственных мощностей, обеспечение необходимых уровней добычи газа в период пикового потребления, выполнение плановых показателей по добыче углеводородов, осуществление плана геолого-разведочных работ, планово-предупредительных ремонтов.

«Газпром» уделяет большое внимание развитию проектов на востоке страны. В минувшем году компания продолжила работу по подготовке вывода на проектную мощность Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия).

Знаковым событием 2022 г. стал запуск в эксплуатацию Ковыктинского месторождения в Иркутской обл., залежи которого по сложности геологического строения и величине запасов углеводородов относятся к категории уникальных.

Оба месторождения – Ковыктинское и Чаяндинское – ресурсная база для обеспечения необходимых объемов поставок газа по газопроводу «Сила Сибири» российским потребителям на востоке страны и в Китай по действующему контракту.

В 2022 г. продолжились работы по строительству Амурского ГПЗ. В текущем году нам предстоит построить четвертую технологическую линию и обеспечить задел по пятой.

Важнейшей задачей для ПАО «Газпром» является наращивание минерально-сырьевой базы и проведение геолого-разведочных работ: от Карского моря до Камчатского края. В поисково-разведочном бурении обеспечена проходка более 50 тыс. м, закончено строительство 19 скважин, сейсморазведочные 3D-работы выполнены в объеме более 8 тыс. км2.

Прирост запасов углеводородов за счет разведки, как и в предыдущие 17 лет, превысил объемы добычи. Основной прирост пришелся на Тамбейское месторождение на п-ове Ямал и Песцовое месторождение в Надым-Пур-Тазовском регионе Ямало-Ненецкого авт. окр.

В ушедшем году совместно со стратегическими российскими партнерами Группы «Газпром» мы также добились значительного прогресса в сфере реализации проектов в области разработки месторождений углеводородов. В частности, приступили к активной производственной деятельности сразу на двух созданных на паритетных началах совместных предприятиях. Это ООО «Газпром добыча Тамбей», которое будет осуществлять разработку крупнейшего на п-ове Ямал Тамбейского месторождения в рамках партнерства с АО «РусГазДобыча». Второе предприятие – это ООО «Лаявож-нефтегаз», призванное объединить научно-технический потенциал и опыт Группы «Газпром» и ПАО «ЛУКОЙЛ» в области добычи газа и нефти для совместной разработки Ванейвисского и Лаявожского месторождений, расположенных в Ненецком авт. окр., с получением дополнительного синергетического эффекта от максимального использования действующей производственной инфраструктуры сторон.

Декабрь ознаменовался для нас стартом добычи газа на уникальном Семаковском месторождении, для разработки которого ООО «РусГазАльянс», созданным на паритетных началах с компанией «РусГазДобыча», были пробурены скважины с большим отходом от вертикали для отбора запасов, расположенных в акватории Тазовской губы Карского моря. Производственные объекты, построенные в рамках первой фазы обустройства Семаковского месторождения, позволят выйти на уровень добычи газа в 7,5 млрд м3/год.

Работы у нас очень много, задел к юбилею «Газпрома» существенный.

– В течение прошлого года, в том числе в декабре, обновлялись новые максимумы поставок газа в Китай по «Силе Сибири». Как идет реализация проекта поставок газа по дальневосточному маршруту?

– В 2022 г. ПАО «Газпром» и Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация подписали долгосрочный договор купли-продажи природного газа по дальневосточному маршруту, который позволит увеличить объем поставок газа ПАО «Газпром» в КНР на 10 млрд м3/год.

Предполагаю, что газ в рамках нового договора пойдет не только на энергетический рынок Пекина и Шанхая, но будет также активно потребляться по трассе дальневосточного газопровода в северо-восточных регионах Китая с постепенным переводом теплоэлектростанций и котельных с угля на природный газ для достижения поставленных целей по углеродной нейтральности в КНР.

Спрос на газ оценивается как высокий, что подтверждается текущими поставками по магистральному газопроводу «Сила Сибири»: они регулярно идут сверх суточных контрактных количеств.

Помимо этого, ведется проектирование газопровода «Союз Восток». Он будет продолжением газопровода «Сила Сибири – 2» на территории Монголии. Речь идет еще об одном маршруте поставок российского трубопроводного газа в Китай. Проектная мощность газопровода «Союз Восток» – 50 млрд м3 газа в год.

– «Газпром» увеличивает масштабы деятельности на Дальнем Востоке. Расскажите о приоритетах в этой части нашей страны и перспективах ее развития через призму проектов компании.

– В 1943 г., 80 лет назад, начались первые поставки трубопроводного газа из оренбургских месторождений в г. Куйбышев. За это время был проделан большой объем работ по газификации нашей страны, но в основном в западной и центральной ее частях. Президентом России В.В. Путиным поставлена задача по ускоренной газификации Дальнего Востока. За короткий промежуток времени мы должны выполнить колоссальный объем работ.

Восточная газовая программа изначально направлена на создание энергетической основы дальнейшего экономического и социального развития Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В 2010 г. был построен газопровод Соболево – Петропавловск-Камчатский, по которому ведутся поставки газа потребителям столицы Камчатского края.

В 2011 г. была введена в эксплуатацию первая очередь газотранспортной системы Сахалин – Хабаровск – Владивосток, которая позволила обеспечить газоснабжение потребителей в Приморском крае от шельфовых месторождений о-ва Сахалин. В 2021 г. завершено расширение мощностей газопровода на участке от Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска. Продолжается строительство компримирующих мощностей на головной компрессорной станции «Сахалин», что позволит увеличить производительность газопровода. В 2019 г. введен в эксплуатацию магистральный газопровод «Сила Сибири» на участке от Чаяндинского месторождения до границы с Китаем. В 2022 г. запущен участок от Ковыктинского месторождения до Чаяндинского. В результате до 3 тыс. км увеличилась общая протяженность «Силы Сибири», которая создала основу для развития газоснабжения потребителей Республики Саха (Якутия) и Амурской обл., расположенных вдоль его трассы.

Запуск в 2021 г. первой очереди Амурского ГПЗ и его последующее развитие позволят производить из многокомпонентного восточносибирского газа значительные объемы дополнительной продукции, включая этан, пропан-бутан и гелий, и обеспечить сырьем новый газохимический комплекс, создаваемый ПАО «СИБУР Холдинг» на смежной площадке в г. Свободном Амурской обл.

На текущий момент на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов реализуются программы развития газоснабжения и газификации Амурской, Иркутской и Сахалинской областей, Республики Саха (Якутия), Хабаровского и Приморского краев. Кроме того, в настоящее время в Обществе организовано выполнение ряда предынвестиционных исследований по ключевым проектам развития газовой отрасли на востоке России.

– Как в новых условиях в компании развивается направление переработки?

– В ПАО «Газпром» разработан Комплексный план мероприятий по развитию перерабатывающего комплекса. Его реализация позволит компании войти в группу мировых лидеров в области газопереработки, существенно нарастив поставку продуктов первичной переработки газа на нефте- и газохимические предприятия, что, в свою очередь, приведет к развитию перерабатывающих отраслей Российской Федерации и мультипликативному росту ВВП государства.

Я уже отметил Амурский ГПЗ. Это современнейший завод, который по объему переработки природного газа (до 42 млрд м3/год) будет одним из крупнейших заводов в мире, а по производству гелия (до 60 млн м3/год) – крупнейшим. На конец 2022 г. его готовность превысила 87 %.

Что касается новых производств, в сентябре 2022 г. мы реализовали очень важный проект на северо-западе страны: для укрепления энергобезопасности Калининградской обл. и диверсификации рынков сбыта в этой части России «Газпром» запустил в работу Комплекс по производству, хранению и отгрузке СПГ (КСПГ) в районе компрессорной станции «Портовая».

Проектная мощность двух технологических линий завода составляет 1,5 млн т СПГ в год. В условиях существенных внешних ограничений подготовка к эксплуатации и пуск КСПГ в работу были осуществлены без участия лицензиара технологии сжижения природного газа и без технической, эксплуатационной поддержки производителями иностранного оборудования.

С КСПГ в числе прочего ведется отгрузка СПГ в автоцистерны для обеспечения пассажирских транспортных предприятий Санкт-Петербурга газомоторным топливом (ГМТ). В настоящее время эксплуатация комплекса осуществляется в соответствии с проектными показателями.

– Ранее вы отмечали, что в этом году компания существенно увеличила закупку оборудования и материалов у региональных промышленных кластеров. Насколько возросли объемы сотрудничества?

– Действительно, «Газпром», поддерживая устойчивый спрос на продукцию отечественного машиностроения, вовлекает все больше российских предприятий в процесс производства оборудования и технологий, в том числе ранее в нашей стране не применявшихся.

На сегодняшний день «Газпром» по основным направлениям производства полностью обеспечен отечественными технологиями. Так, только у предприятий Санкт-Петербурга объем закупок составляет более 60 млрд руб.

С некоторыми регионами, как, например, с Волгоградской обл., объемы сотрудничества увеличились почти в 10 раз. В несколько раз вырос портфель заказов и у крупных промышленных центров, которые традиционно много производят для «Газпрома», – Челябинской обл., Пермского края, регионов Уральского фед. окр. и др.

Взаимодействие «Газпрома» с производителями оборудования, в частности импортозамещающего, осуществляется при поддержке региональных органов власти. В целях привлечения промышленного потенциала регионов компанией подписано 19 дорожных карт с субъектами Российской Федерации. В рамках дорожных карт более 200 предприятий осваивают производство оборудования, необходимого для реализации приоритетных проектов «Газпрома».

Заключены и действуют восемь долгосрочных договоров на серийное производство, поставку и сервисное обслуживание продукции под гарантированные объемы поставок будущих лет – так называемые договоры «будущей вещи».

Регулярно в регионах проводятся выездные совещания, в рамках которых мы знакомимся с промышленным потенциалом субъектов, выслушиваем предложения по внедрению новой продукции, рассказываем, как попасть в реестр поставщиков и получить сертификат СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ. Для нас это также возможность собрать обратную связь, чтобы сделать сотрудничество более эффективным.

Так, на одной из встреч производители компрессорного оборудования попросили разработать инструмент поддержки для модернизации своего производства. Инициатива была поддержана Председателем Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллером. Данный вопрос мы обсудили на заседании Ассоциации производителей труб, с Правительством Российской Федерации, и на сегодняшний день в «Газпроме» создан и на постоянной основе применяется соответствующий механизм – долгосрочный контракт на серийное производство, поставку, техническое, сервисное и ремонтное обслуживание продукции под гарантированные объемы поставок будущих лет.

– Если говорить в целом о технологическом развитии, какие на сегодня приоритеты у компании?

– Мы сегодня активно развиваем новые технологии. Совместно с ведущими предприятиями работаем по ряду важных направлений: созданию подводного добычного комплекса, флота гидроразрыва пласта (ГРП), новых типов газоперекачивающих агрегатов, оборудования в области переработки и сжижения газа. Это наши технологические приоритеты, задачи по которым мы должны решить в ближайшее время.

Здесь отдельного внимания заслуживает проект по созданию оборудования для выполнения ГРП. Впервые общественности продемонстрировали данный комплекс осенью 2022 г. на Петербургском международном газовом форуме.

В ноябре 2021 г. завершены работы по созданию опытного образца комплекса ГРП для последующего применения на нефтяных и газовых месторождениях. Его полевые испытания на объектах Группы «Газпром» запланированы на текущий, 2023 г.

Кроме того, в рамках данного проекта был разработан единственный в России многофункциональный стенд для отработки флота ГРП, который позволяет полностью имитировать условия недропользования. В мире всего два таких стенда.

Системная работа в сфере импортозамещения позволила сократить количество наименований Перечня наиболее важных видов продукции для импортозамещения и локализации производства более чем в два раза. И это не просто обезличенные позиции перечня – это решение реальных прикладных задач, имеющих важное значение для страны и «Газпрома», а именно наращивание производства СПГ.

Совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель» ведется работа по созданию семейства промышленных газотурбинных установок в классах мощности 6–8 и 12–16 МВт на базе газогенератора перспективного авиационного двигателя ПД-14. Учитывая, что показатели эффективности и экологичности данной газотурбинной установки выше характеристик газотурбинных установок, эксплуатируемых в ПАО «Газпром», разработка газотурбинного двигателя на базе газогенератора перспективного авиационного двигателя ПД-14 позволит увеличить энергетическую эффективность газотранспортной системы компании в ближайшей и долгосрочной перспективе.

На 2023 г. намечено изготовление и испытание двух опытных образцов газотурбинного двигателя АЛ-41СТ-25 мощностью 25 МВт для газоперекачивающих агрегатов.

– По нашим наблюдениям, «Газпром» стал плотнее работать с госкорпорациями. Какие перспективы у этих коопераций?

– Государственные корпорации активно привлекаются к решению задач по освоению производства и поставок высокотехнологичного оборудования.

Яркий проект прошлого года – первый российский офшорный вертолет Ми-171А3, который по заказу компании «Газпром» изготовило АО «Вертолеты России», входящее в Госкорпорацию «Ростех».

Компания будет использовать вертолеты Ми-171А3 для грузовых и пассажирских перевозок на месторождениях континентального шельфа, а также при необходимости в поисково-спасательных операциях.

Машина обладает уникальными транспортными возможностями в своем классе: максимальная взлетная масса – 13 т, вертолет может перевозить до 24 пассажиров и совершать полеты на расстояние до 650 км с основными топливными баками и до 1000 км – с дополнительными. Ми-171А3 пригоден для всепогодной эксплуатации в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климаты, при температурах окружающего воздуха от –50 до +50 °С. Кроме того, винтокрылая машина оснащена системой аварийного приводнения при высоте волны до 5 м.

Еще один важный проект прошедшего года, разработанный по заказу «Газпрома», – автобус-вездеход KAMAZ-6250 для доставки наших вахтовых бригад. Думаю, что у этого проекта должно быть имя, в настоящее время работаем над выбором подходящего названия совместно с нашими коллегами из ПАО «КАМАЗ».

Это совершенно новый тип автобуса. Первый образец оснащен криогенной топливной системой, работающей на СПГ. В числе дополнительных опций – повышенная теплоизоляция для эксплуатации в условиях Крайнего Севера.

– Как в целом оцениваете ситуацию на рынке ГМТ?

– Очевидно, что рынок ГМТ сегодня становится одним из важнейших направлений в социально-экономическом развитии регионов нашей страны.

Для ПАО «Газпром» производство и реализация метана в качестве моторного топлива – стратегическое направление деятельности. Для организации системной работы в этом направлении ПАО «Газпром» в 2012 г. создало ООО «Газпром газомоторное топливо», наделив его функцией единого оператора по развитию рынка. По итогам 10 лет в России сформирован и продолжает развиваться конкурентный рынок ГМТ. По всей стране экологичный транспорт заправляют метаном более 700 станций. Это современные заправки, предлагающие высокий уровень сервиса. В целом с 2012 г. потребление природного газа в Российской Федерации в качестве ГМТ выросло более чем в четыре раза с 349 млн м3 до 1,5 млрд м3 по итогам 2022 г. Растет газомоторный автопарк. Общий прирост с 2017 г. составил 142 %. Всего на данный момент в стране около 260 тыс. автомобилей на природном газе. 59 % приходится на легковой транспорт, 20 % – на легкий коммерческий, 13 % – на автобусы, 8 % – на магистральный грузовой транспорт. В ушедшем году сохранялась тенденция увеличения реализации метана как моторного топлива. Рост по рынку составил около 12 % к аналогичному периоду 2021 г. На долю «Газпрома» приходится 71 % от общих объемов продаж КПГ в России. Компания обеспечивает экотопливом 5 тыс. частных и государственных автотранспортных предприятий в 64 регионах страны. Сегодня 340 стационарных газозаправочных объектов входят в розничную сеть под управлением компании «Газпром газомоторное топливо», еще 65 стационарных станций обеспечивают заправку транспорта дочерних обществ Группы «Газпром». Эффективность использования природного газа как моторного топлива «Газпром» демонстрирует на собственном примере. В 2014–2022 гг. компания реализовала Программу по переводу транспорта на природный газ. Доля газомоторной техники в автопарке компании и дочерних предприятий уже превысила 60 %. Переход на газ позволил оптимизировать эксплуатационные затраты. За прошедшие годы компания сэкономила на топливе порядка 12 млрд руб. Еще одно перспективное направление, которое мы видим, – применение ГМТ на железнодорожном транспорте. «Газпром» совместно с Группой «Синара» в 2022 г. ввел в опытною эксплуатацию первый серийный маневровый тепловоз на СПГ. Испытания проводились в Оренбурге, локомотив показал очень хорошие результаты.

Кроме того, видим перспективы применения ГМТ на речном транспорте. Соответствующее соглашение 30 декабря 2022 г. подписали «Газпром», Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга и АО «Объединенная судостроительная корпорация».

– Задачи по газификации и газоснабжению российских регионов, поставленные Президентом, существенно расширились к концу 2022 г.: социальная газификация стала бессрочной, необходимо обеспечить экономичным топливом больницы и школы. Насколько «Газпром» готов к новым вводным?

– Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в мае 2020 г. поставлена задача обеспечить поэтапное завершение газификации страны к 2030 г. Кроме того, поручено обеспечить социальную догазификацию – подводку газа до границ негазифицированных домовладений в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.

В связи с этим одним из ключевых направлений деятельности «Газпрома» является развитие газоснабжения и газификации регионов страны. В настоящее время «Газпром» реализует программы развития газоснабжения и газификации в 72 субъектах Российской Федерации.

Только в 2022 г. построено порядка 200 межпоселковых газопроводов, газифицировано более 450 населенных пунктов.

Работа по социальной газификации организуется «Газпромом» на основании планов-графиков догазификации, которые утверждены главами регионов.

Всего в Российской Федерации в соответствии с планами-графиками предусмотрена догазификация более 1 млн домовладений в период до 2024 г. На сегодня с гражданами заключено более 715 тыс. договоров.

Все плановые показатели 2022 г. по строительству сетей газораспределения до границ домовладений граждан выполнены. Созданы условия для подключения к сетевому газу свыше 500 тыс. домовладений.

В целях исполнения Поручения Президента Правительством страны уже внесены изменения в нормативно-правовые акты, которыми закреплено выполнение мероприятий по догазификации на постоянной основе, и определены параметры технологического присоединения котельных медицинских и образователь-ных организаций к сетям газораспределения в рамках догазификации. Данные изменения вступят в силу с 1 марта 2023 г.

Таким образом, медицинские и образовательные организации, догазификация котельных которых будет предусмотрена утвержденными главами регионов планами-графиками, вправе обращаться в соответствующую газораспределительную организацию для заключения договоров о подключении котельных к сетям газораспределения.

https://neftegas.info