Омский НПЗ «Газпром нефти» увеличит выпуск дизельного топлива нового поколения
На Омском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» началась подготовка площадки для строительства будущей установки гидроочистки дизельного топлива. Об этом «Газпром нефть» сообщила 14 мая 2018 г. Годовая мощность нового комплекса - 2,5 млн т. Установка повысит производство арктического дизельного топлива, заменив 2 установки предыдущего поколения. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2020 г.
Строительство установки гидроочистки дизельного топлива - важный проект 2 го этапа программы масштабной модернизации Омского НПЗ, которую «Газпром нефть» реализует с 2008 г. Объем инвестиций в строительство нового объекта - 17,5 млрд руб. Напомним, что цель гидроочистки, в т.ч. дизельного топлива, - улучшение качества продукта за счет удаления нежелательных примесей, таких, как сера, азот, кислород, смолистые и кислородсодержащие соединения, непредельные углеводороды и т.д.
Будущая установка обеспечит переработку увеличенного объема вторичного газойля, который поступит в производственную систему Омского НПЗ после запуска в эксплуатацию установки замедленного коксования (УЗК) в 2020 г.
Благодаря современной технологии депарафинизации (процесс, направленный на удаление нормальных парафиновых углеводородов из керосино-газойлевых и масляных фракций нефти) новое топливо: - улучшит рабочие характеристики дизельных двигателей; - позволит дополнительно снизить воздействие автотранспорта на окружающую среду из-за ультранизкого содержания серы.
В настоящее время на строительной площадке установки гидроочистки дизельных топлив Омского НПЗ идут подготовительные работы для формирования фундамента. Гендиректор Омского НПЗ О. Белявский отметил: «Мы начинаем строительство нового комплекса, который позволит Омскому НПЗ увеличить выработку усовершенствованного дизельного топлива почти в 1,5 раза.
Парк автомобилей, работающих на дизельном топливе, ежегодно растет, а потребность в зимних сортах, которые незаменимы в приполярных и арктических регионах, занимает около 40% в структуре потребления».
Строительство на Омском НПЗ в рамках модернизации современной установки гидроочистки дизельного топлива еще на один шаг приблизит завод к званию технологического лидера отрасли, поскольку реализация 2 го этапа модернизации позволит добиться увеличения глубины переработки до 97% и выхода светлых до 80%. Комментарии экспертов: Данилов Александр Михайлович , д.т.н., заместитель генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИ НП): «Арктическое топливо всегда было востребовано в России вследствие ее географического положения. И всегда его не хватало, поскольку оно по сырьевой базе (среднедистиллятные фракции) конкурирует с авиационным керосином.
Ясно, кто всегда выигрывал. Но в связи с оживлением экономики, начинающимся возрождением Севморпути, придания ему международного значения, выработка арктического топлива медленно, но растет. Каталитическая депарафинизация в присутствии водорода – что-то вроде легкого крекинга, затрагивающего только н-парафины с образованием низкомолекулярных соединений, половина из которых – непредельные.
Для насыщения таких соединений и вводят в процесс водород. Это сохраняет весь объём топлива (за исключением образования побочных продуктов) но немного понижает цетановое число. В свою очередь каталитическая ИЗОдепарафинизация, позволяющая превратить н-парафины в разветвленные с хорошими низкотемпературными свойствами, на сегодняшний день самый лучший метод гидроочистки дизельного топлива».
Юрьев Егор Михайлович , доцент отделения химической инженерии Инженерной школы природных ресурсов Томского политехнического университета : «Достаточно взглянуть на официальную статистику по выпуску дизтоплива в России и климатические сводки по Арктике, чтобы понять насколько востребовано топливо именно арктической марки. Увеличение военного и гражданского присутствия на Крайнем Севере безусловно повлечет увеличение потребности в низкозастывающих топливах.
Эта потребность будет расти со скоростью, прямо пропорциональной темпам освоения Арктики. Всем нужно понимать, что арктическое топливо - это не рядовой нефтепродукт, это специальный продукт НПЗ, качество которого требует пристального контроля. На сегодняшний момент в качестве топлива для северных широт используется либо утяжеленный керосин с четко заданными пределами выкипания, либо дизельная фракция с большим количеством разнообразных присадок и добавок.
Разработка низкотемпературных присадок к нефтяным фракциям - это одна из самых актуальных задач малотоннажной химии на сегодняшний день, там огромный “фронт” проблем, требующих решения. Поэтому когда мы говорим об освоении Арктики, мы подразумеваем совокупность задач как в нефтеперерабатывающей отрасли, так и в промышленности специальных химреагентов, так и в других сферах, касающихся эксплуатации машин и механизмов в условиях низких температур.
Технология каталитической депарафинизации позволяет, частично или полностью, решить основную задачу, с которой сталкиваются НПЗ при выпуске арктических и зимних топлив, - понижение предельной температуры фильтруемости без применения дорогостоящих присадок. Важный сопутствующий плюс данного процесса - это, да, уменьшение содержания серы. Вместе с тем нужно понимать, что установка депарафинизации относительна дорога - фактически, это легкий гидрокрекинг.
Установка требует наличия дополнительного водорода на НПЗ, использует дорогостоящий катализатор, чрезвычайно чувствительный к составу сырья. Плюс ко всему, обеспеченность наших НПЗ отечественными марками катализаторов депарафинизации крайне мала. Поэтому я бы сказал, что эти установки актуальны не для всех НПЗ, а лишь для крупных, которые имеют запас по дизельной фракции или имеют контрактную задачу по круглогодичному выпуску арктического ДТ».