Украина думает как загрузить свою ГТС после 2019 г. Укртрансгаз приступил к оценке спроса на транзит
Укртрансгаз (УТГ) начал процедуру оценки спроса участников газового рынка на мощности в точке входа Исакча 1- Орловка (газопровод Транзит-1) по направлению транспортировки Румыния - Украина. Об этом Укртрансгаз сообщил 22 марта 2018 г. Заявки от заинтересованных компаний Укртрансгаз будет принимать с 30 марта по 30 апреля 2018 г. О результатах компания пообещала сообщить до 1 июня 2018 г. На основе результатов оценки Укртрансгаз примет решение о будущей обязывающей процедуре распределения гарантированной мощности (Open Season) точки входа Исакча-1-Орловка , находящейся на украинско-румынской границе вблизи Орловки (территория Украины) и вблизи Исакчи (территория Румынии). Еще в конце 2017 г УТГ обещал в развитие работ по Исакча 1- Орловка анонсировать результаты по консультациям к правилам метчинга, алокации объемов газа, связи на случай ЧП по точкам входа Исакча 2,3 - Орловка, но пока этого не произошло. МГП Транзит-1 является 1 из 3 х газопроводов Трансбалканского магистрального газопровода ( МГП ), который исторически используется для транспортировки российского газа в Болгарию. Долгосрочный контракт на бронирование этого газопровода завершился в 2016 г. А после завершения действия транзитного контракта между Газпром и Нафтогазом в конце 2019 г станет возможно выполнять требования европейского законодательства по этому газопроводу. Оставим для других обсуждение столь трепетного отношения властей Украины к выполнению европейского законодательства. Власти страны и в НАТО стремятся, и в ЕС, хотя известны убытки от этого, да и не ждет их там никто. С таким же успехом можно выполнять американское законодательство на Украине с мечтой стать очередным штатом США. А вот вопрос загрузки газотранспортной системы ( ГТС ) перед властями Украины встанет очень остро после 2019 г . Ведь столь упорно торпедируемые отношения с Газпромом давали Украине около 2 млрд долл США/год дохода. Конечно, на 2 млрд долл США/год власти Украины не наколядуют, но может хоть что- то получится по реверсу. Есть и технический вопрос. Как при отсутствии загрузки ГТС поддерживать работу компрессорных станций (КС), проводить планово-предупредительные ремонты (ППР), платить зарплату? Есть и другая причина газотранспортной активизации властей Украины. Некий банк Ротшильдов готов купить ГТС Украины, но при условии наличия долгосрочного транзитного контракта. Трансбалканский маршрут для Укртрансгаза становится ключевым, вернее, власти Украины хотят попытаться сделать его таковым. Это обусловлено вводом в эксплуатацию Трансанатолийского газопровода ( TANAP ) и МГП Турецкий поток . К тому же ожидается начало добычи природного газа на шельфе в Румынии. Все это, по мнению властей Украины, обеспечит создание 2-стороннего газового коридора Юг - Север и безопасность поставок газа для Балканского региона . Это выглядит большой развесистой клюквой, и вот почему: - пропускная мощность МГП TANAP-TAP будет составлять лишь 16 млрд м 3 /год газа, которые давно распределены без Украины; - более вероятно то, что Румыния сосредоточится на поставках газа в Молдавию, которая после прекращения транзита российского газа окажется в затруднительном положении; - Венгрия скоро подпишет соглашение на 15 лет, которое позволит импортировать 4 млрд м 3 /год природного газа из Румынии напрямую; - Болгария, Греция, Румыния и Венгрия договорились о создании вертикального газового коридора без Украины; - ГТС Украины так никто и не купил, и сейчас встает вопрос лишь об управлении ею инопартнерами, если таковые найдутся. Если МГП Транзит-1 будет работать в реверсном направлении, для Укртрансгаза появятся новые возможности. Укртрансгаз рассчитывает транспортировать по нему 5 млрд м 3 /год газа, как для нужд украинского рынка, так и для стран Центральной и Восточной Европы через высвободившиеся мощности ГТС Украины. Еще до нынешнего обострения газового вопроса с Россией, Украина понимала, что Газпром если и сохранит транзит через украинскую ГТС после 2019 г, то сократит его до минимума. В июле 2016 г Украина и Румыния подписали соглашение о соединении своих ГТС на украинско-румынской границе через газоизмерительную станцию ( ГИС ) Орловка на Украине и Исакча ( Isaccea) в Румынии . И практически сразу же операторы ГТС Украины, Румынии и Болгарии - Transgaz , Bulgartransgaz и Укртрансгаз - сообщили о планах протестировать работу объединенной ГТС . Отработка взаимодействия операторов ГТС 3 х стран позволит Украине легче пережить снижение транзита российского газа. Хотя бы в теории... https://neftegaz.ru