Сепаратор новой конструкции изготовил «ЗиО-Подольск» для атомохода «Якутия»
На «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом» – АО «Атомэнергомаш») изготовлен и подготовлен к отгрузке сепаратор промежуточный для главного турбогенератора атомного ледокола «Якутия».
Проект сепаратора промежуточного (техническое предложение и рабочая конструкторская документация) разработан специалистами Департамента оборудования атомного машиностроения АО «ЗиО-Подольск». Они же осуществляют сопровождение изготовления изделия.
Сепаратор предназначен для осушки пара после турбины высокого давления и уменьшения эрозионного износа лопаточного аппарата турбины низкого давления. Новая конструкция аппарата имеет меньшую в сравнении с предыдущей модификацией массу на 15 % – всего 12 тонн, а также уменьшенные габариты. Его высота стала меньше на 1,5 метра и составляет 6,5 м.
В качестве сепарационного устройства в новом аппарате использованы сепарационные модули центробежного типа. Данные устройства позволяют гарантированно достигать в заданных условиях эксплуатации атомных ледоколов (крена, качки, интенсивных соударений и вибраций) необходимый процент влажности пара перед входом в цилиндр низкого давления турбоагрегата, что гарантирует необходимый срок его эксплуатации. Назначенный ресурс СП – 320 000 часов, назначенный срок службы – 40 лет (с учётом режимов эксплуатации).
«Эффективность данной конструкции сепаратора заключается в достижении необходимой степени влажности пара на выходе из сепаратора промежуточного в турбоагрегат, а это составляет не более 1 %, что было подтверждено экспериментальными работами на натурной модели сепаратора. При испытаниях учитывались реальные условия эксплуатации атомных ледоколов, то есть воздействие крена, бортовой и килевой качки», – поясняет главный специалист Отдела оборудования атомных станций № 2 Елена Рожкова.
Промежуточный сепаратор центробежного типа будет установлен на серийных атомных ледоколах «Якутия» и «Чукотка». В дальнейшем применение сепаратора новой конструкции планируется на атомоходе увеличенной мощности проекта «Лидер» для эксплуатации в условиях крайнего Севера.
Масса модели составляет порядка 2 тонн, высота 26 метров, диаметр – 0,1 м.