О планируемых изменениях в законодательстве РБ в сфере использования возобновляемых источников энергии
В Администрацию Президента Республики Беларусь на рассмотрение в установленном порядке внесен проект Указа Президента Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии». Министерство энергетики в ноябре 2018 года вместе с проектом Указа на основе пакетного принципа внесло в Правительство и подготовленный в его развитие проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь».
Проекты Указа и постановления направлены на совершенствование государственной политики в сфере использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), повышение эффективности их использования, снижение финансовой нагрузки на потребителей, более широкое применение эффективных технологий и сохранение привлекательности инвестиций в данную сферу.
Основные нормы Указа Президента Республики Беларусь от 18 мая 20915 г. № 209 «О развитии возобновляемых источников энергии» в новом проекте Указа сохраняются.
В ходе реализации предлагаемого проекта Указа Правительством будут приниматься меры по дальнейшей оптимизации стоимости электроэнергии, выработанной с использованием ВИЭ и приобретаемой государственными энергоснабжающими организациями, а также обеспечению равных конкурентных условий в электроэнергетической сфере.
Предложения, содержащиеся в новом проекте Указа, предусматривают:
создание новых, модернизацию, реконструкцию действующих установок ВИЭ в пределах квот, распределенных после 1 марта 2019 года, с использованием только нового оборудования и применение стимулирующих коэффициентов к тарифу для этих установок.
Использование нового оборудования обусловлено требованием статьи 6 Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. «О возобновляемых источниках энергии» о содействии созданию и применению эффективных технологий и производству установок по использованию ВИЭ.
При этом требование об использовании нового оборудования не будет распространяется на установки ВИЭ, создание которых осуществляется вне квот – исключительно в целях энергетического обеспечения своей хозяйственной деятельности, а также на основании заключенных до официального опубликования Указа № 209 (до 20 мая 2015 г.) инвестиционных договоров.
Приобретаться электроэнергия от установок ВИЭ, строительство которых осуществлено на основании квот, распределенных после 1 марта 2019 года, будет с применением стимулирующих коэффициентов к тарифу;
дополнение полномочий Правительства Республики Беларусь в данной сфере возможностью изъятия распределенных квот на создание установок ВИЭ.
Ход создания установок ВИЭ в рамках распределенных квот показывает, что отдельные субъекты хозяйствования не обеспечили ввод в эксплуатацию установок в срок, указанный при подаче заявок.
На 1 января 2018 г. 17 субъектов хозяйствования, которым в установленном порядке были распределены квоты на создание установок ВИЭ, в заявленный срок не обеспечили ввод объектов в эксплуатацию (7 субъектов не создали в 2016 году установки ВИЭ суммарной электрической мощностью 16,4 МВт, 10 субъектов – в 2017 году мощностью 22,2 МВт). Срыв сроков ввода установок ВИЭ в эксплуатацию отрицательно сказывается на объемах производства (добычи) первичной энергии из ВИЭ и, тем самым, выполнении соответствующего индикатора Концепции энергетической безопасности.
С принятием нового Указа соответствующие изменения будут внесены в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 662 «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии»;
режимное взаимодействие владельцев установок ВИЭ с энергоснабжающими организациями и привлечение к участию в регулировании суточного графика покрытия электрической нагрузки Белорусской энергосистемы установок ВИЭ, созданных в пределах квот, распределенных после 1 марта 2019 года.
С вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС, работающей с выдачей электроэнергии по ровному графику, значительные объемы электроэнергии, поставляемые от установок ВИЭ, требуют их учета при суточном регулировании.
В условиях интеграции АЭС работа установок с использованием ВИЭ значительно влияет на режимы работы энергосистемы, что в свою очередь требует внедрения на энергоисточниках ГПО «Белэнерго» дополнительных как режимных, так и технических мероприятий.
В новом проекте Указа предусматривается:
обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих установки ВИЭ электрической мощностью от 1 МВт и более, представлять ежесуточно государственной энергоснабжающей организации почасовые графики объемов выработки электрической энергии данными установками на предстоящие сутки и ее отпуска в электрическую сеть этой организации;
привлечение к участию в регулировании суточного графика покрытия электрической нагрузки Белорусской энергетической системы установок ВИЭ электрической мощностью от 1 МВт и более юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, созданных в пределах квот, распределенных после 1 марта 2019 г.
Порядок поставки электроэнергии от установок ВИЭ в энергосистему будет уточнен в Правилах электроснабжения (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394), а соответствующие изменения в части установления, распределения, высвобождения и изъятия квот на создание установок ВИЭ энергии будут внесены в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 662;
возможность передачи по сетям государственных энергоснабжающих организаций электроэнергии от объектов ВИЭ в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» передача электроэнергии собственниками установок ВИЭ по государственным энергетическим сетям не предусматривается. Предусматривается только покупка государственными энергоснабжающими организациями всей предложенной электроэнергии, выработанной установками ВИЭ, эксплуатируемыми в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами.
Предлагаемая норма позволит закрепить возможность передачи собственниками установок ВИЭ электроэнергии по сетям государственных энергоснабжающих организаций от установок ВИЭ в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь. Данный порядок предусмотрен в Правилах электроснабжения;
при превышении сроков создания установок ВИЭ, предусмотренных инвестиционными договорами при их первоначальном заключении (до принятия Указа № 209), за исключением установок, введенных в эксплуатацию до 1 марта 2019 года, приобретение электроэнергии предусматривается с даты ввода этих установок в эксплуатацию с применением повышающих коэффициентов в течение срока, уменьшенного на период превышения срока создания таких установок.
Данное предложение обусловлено тем, что ряд инвестиционных договоров исполняются инвесторами с нарушением первоначально предусмотренных данными договорами сроков ввода установок ВИЭ в эксплуатацию (сроков, указанных при заключении инвестиционных договоров). Дополнительными соглашениями к инвестиционным договорам вносятся изменения в существенные условия реализации договоров, что отрицательно влияет на своевременное достижение значений индикаторов энергетической безопасности, предусмотренных Концепцией энергетической безопасности.
Также проектом Указа оговорено, что при превышении суммарной установленной электрической мощности установок ВИЭ, предусмотренной инвестиционными договорами, заключенными и зарегистрированными в установленном порядке до 20 мая 2015 г., электрическая энергия в объеме ее превышения приобретается государственными энергоснабжающими организациями с применением коэффициентов, стимулирующих использование ВИЭ.
В условиях развития технологий, оборудования по использованию ВИЭ и снижению себестоимости производства электроэнергии установками ВИЭ по заключенным ранее инвестиционным договорам продолжают действовать выгодные для инвестора условия по уровню повышающих и стимулирующих коэффициентов, действовавших на дату заключения договора. В таких условиях экономический эффект для Республики Беларусь не сопоставим с выгодой для инвестора;
возможность создания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок ВИЭ без квот в целях энергетического обеспечения своей хозяйственной деятельности, а также создания установок в рамках, заключенных до 20 мая 2015 г. инвестиционных договоров, при условии не превышения заявленной суммарной электрической мощности данных установок.
В настоящее время имеет место неоднозначное толкование законодательства (подпунктов 1.1 пункта 1 и пункта 2 Указа № 209) в части возможности создания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок ВИЭ исключительно в целях энергетического обеспечения своей хозяйственной деятельности без необходимости получения в установленном порядке квот на их создание. В редакции пункта 2 проекта Указа возможность создания таких установок без квот трактуется однозначно.
Также согласно пункту 2 проекта Указа квоты не требуются, если первоначально предусмотренная заключенными и зарегистрированными в установленном порядке инвестиционными договорами заявленная суммарная установленная электрическая мощность установок, работающих с использованием ВИЭ, не увеличивается.
С принятием нового документа Указ № 209 утрачивает силу.
Предпосылками к разработке нового Указа, регулирующего отношения в сфере использования возобновляемых источниках энергии послужило следующее.
Любое государство, развивая возобновляемую энергетику, ставит перед собой определенные задачи: одни решают вопросы энергетической «бедности», покрытия дефицита электрических мощностей в условиях отсутствия традиционных видов топлива или высоких цен на них, другие – энергообеспечение труднодоступных регионов, где отсутствует сетевая инфраструктура, либо решаются мировые климатические проблемы.
Основной задачей развития возобновляемых источников энергии в Республике Беларусь является диверсификация топливно-энергетических ресурсов. Стимулом развития ВИЭ явилось принятие в 2010 году Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» и установление привлекательных условий для инвесторов в виде высоких тарифов на покупку и налоговых преференций в рамках заключаемых инвестиционных договоров.
Принятые меры позволили достичь значительных результатов по развитию данного направления в стране.
На 1 ноября 2018 г. суммарная электрическая мощность всех установок, использующих ВИЭ и подключенных к государственным энергетическим сетям составила 386,8 МВт.
В последние годы ни один вид электрической генерации так интенсивно не развивается, как генерация на базе ВИЭ.
За 2016 год электрическая мощность установок ВИЭ приросла в 1,6 раза к 2015 году, в 2017 году – в 1,8 раза к 2016 году.
За 2017 год производство электрической энергии всеми субъектами хозяйствования за счет использования ВИЭ составило 902,2 млн кВт×ч.
Прогнозируется, что на момент ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС при условии строительства всех запланированных объектов возобновляемой энергетики суммарная электрическая мощность таких установок (без учета ГПО «Белэнерго») возрастет в 2,5 раза (с 266 МВт в 2017 году до 665 МВт в 2020 году), а годовой объем отпуска электроэнергии в энергосистему увеличится до 1,35 млрд. кВт∙ч или в 3,7 раза к уровню 2017 года.
При этом, Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. № 1084), производство электрической энергии за счет ВИЭ в 2020 году предусмотрено на уровне 950 млн. кВт×ч., а целевое значение индикатора «Отношение объема производства (добычи) первичной энергии из возобновляемых источников энергии к валовому потреблению ТЭР» установлено в размере 6 % в 2020 году.
За 2017 год согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь значение данного показателя уже достигло 6,17 %.
С учетом применения повышающих и стимулирующих коэффициентов средневзвешенная цена покупки 1 кВтч по ВИЭ в настоящее время более, чем в 5 раз выше затрат для его производства на энергоисточниках ГПО «Белэнерго».
Высокие темпы развития ВИЭ могут привести:
к вытеснению из энергетического баланса электрических мощностей ТЭЦ, которые одновременно в комбинированном режиме осуществляют производство электрической и тепловой энергии;
необходимости ограничения базового режима работы атомной электростанции в межотопительный период;
замещению дешевой электроэнергии от электростанций ГПО «Белэнерго» на дорогую от возобновляемых источников энергии и, как следствие, – к увеличению тарифов на электроэнергию для потребителей реального сектора экономики.
Анализ современных тенденций развития ВИЭ в ведущих европейских странах показывает, что государства, заинтересованные в широкомасштабном развитии возобновляемой энергетики, создают и постоянно совершенствуют комплекс государственных стимулирующих мер, направленных на развитие ВИЭ, учитывающий экономические интересы страны.
Согласно отчетам различных международных энергетических агентств, наблюдается планомерная тенденция снижения стоимости покупки электроэнергии от установок ВИЭ, что связано с развитием технологий и материалов в сфере возобновляемых источников энергии.