Импорт возобновляемого водорода сможет конкурировать с внутренним производством в ЕС к 2030 г

План Европейской комиссии REPowerEU предусматривает импорт 10 миллионов тонн водорода из возобновляемых источников в ЕС ежегодно к 2030 году.

Модельные расчеты компании Aurora Energy Research на примере Германии показывают, что импорт зеленого водорода из некоторых стран сможет конкурировать по цене с водородом местного (европейского) производства в 2030 году.

«Австралия, Чили, Марокко и Объединенные Арабские Эмираты, а также Испания входят в число возможных поставщиков зеленого водорода для европейских потребителей», — говорит Ханнс Кениг, управляющий директор Aurora Energy Research в Центральной Европе. «Эти страны обладают высоким потенциалом возобновляемых источников энергии и могут производить зеленую электроэнергию для производства водорода с очень низкими затратами. Соответственно высок их интерес к проектам по экспорту водорода».

По расчетам Aurora, себестоимость производства килограмма зеленого водорода в 2030 году составит 3,10 евро в Австралии, Чили и Испании, 3,20 евро в Марокко и 3,60 евро в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). С другой стороны, для зеленого водорода, произведенного в Германии, аналитики из «Авроры» определяют себестоимость производства в диапазоне от 3,90 до 5,00 евро за килограмм.

Кроме производственных затрат есть ещё транспортные издержки, а также затраты (в случае необходимости) на преобразование доставляемых энергоносителей. Самым дешевым вариантом является трубопроводная доставка. Такая возможность, в принципе, существует для случаев Испании и Марокко. В этом случае испанский водород стоил бы 3,46 евро за килограмм, что значительно меньше, чем водород немецкого производства. «На этом фоне недавно принятое решение о продлении запланированного трубопровода H2Med между Барселоной и Марселем в Германию является важным шагом при условии, что он может быть реализован в соответствии с планом к 2030 году», — говорит Кениг. «Было бы идеально, если бы Марокко также как можно скорее подключили к европейской сети водородных трубопроводов».

По расчетам Aurora Energy Research, морские перевозки в Германию делают импортный водород значительно дороже, чем трубопроводный. Например, сжиженный водород из Испании будет стоить 4,35 евро, а из Марокко — 4,58 евро за килограмм. При транспортировке с использованием жидких органических водородных носителей (LOHC) или в форме аммиака он будет стоить около 4,57 евро за килограмм из Испании и около 4,70 евро из Марокко, включая затраты на его обратное преобразование в газообразный водород в Германии.

Для импорта из Австралии и Чили обычно рассматривается только морская перевозка. По мнению аналитиков, они станут конкурентоспособными только в том случае, если водород будет транспортироваться в виде аммиака — тогда затраты составят 4,84 или 4,86 евро за килограмм. Все эти значения находятся в пределах затрат на производство водорода в Германии, считает Aurora. Следовательно, конкурентоспособность нужно будет оценивать в каждом конкретном случае.

В случае импорта из ОАЭ самым дешевым вариантом также будет аммиак, однако цена такого водорода составит 5,36 евро за килограмм, выше, чем цена зеленого H2, произведенного в ФРГ.

Помимо импорта, план REPowerEU предусматривает производство водорода на уровне 10 млн тонн в год в ЕС к 2030 году. «Аврора» подсчитала, что для этого потребуется не менее 75 гигаватт мощностей электролиза.

Авторы отмечают, что разработчики и операторы водородных проектов предпочитают действовать в регионах, где существуют благоприятные условия для производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии, например, в Средиземноморье. В то же время покупатели водорода, такие как крупные промышленные компании, например, производители стали или химические производства, часто находятся далеко оттуда. Это приводит к увеличению потребности в транспортировке водорода, произведенного внутри Европы.

«Поскольку наши расчеты ясно показывают, что трубопроводы являются наиболее рентабельным транспортным маршрутом для водорода, стоит ускорить расширение инфраструктуры, как это было только что решено с проектом H2Med», — говорит «Аврора».

К слову, европейские газовые инфраструктурные компании уже строят масштабные планы по созданию специальной инфраструктуры по трансграничной транспортировке водорода («European Hydrogen Backbone»).

Следует отметить, что в сентябре 2020 года Aurora Energy Research представила исследование «Водород в энергосистеме Северо-Западной Европы». По её тогдашним расчётам, импорт водорода даже из солнечных стран не имеет экономического смысла. Такие факторы, как высокий расход воды для производства водорода или надежность поставок, даже не выходят на первый план. Транспортные издержки убивают экономику проектов.

Сегодня «Аврора» смотрит на это несколько по-другому.

В ноябре 2020 года в ФРГ был опубликован доклад «Оценка преимуществ и недостатков импорта водорода по сравнению с отечественным производством», совместно подготовленный Вуппертальским институтом климата, окружающей среды и энергетики и DIW Econ. Авторы подсчитали, что импорт водорода морским транспортом не имеет смысла по экономическим причинам, так как требует энергоемкого сжижения.

Большие вопросы вызывают прогнозы Aurora Energy Research, касающиеся стоимости производства зеленого водорода.

Мы уже неоднократно отмечали, что вопрос стоимости зеленого водорода является весьма запутанным и остро дискуссионным. В обширной литературе по вопросу встречаются противоположные оценки.

В январе 2022 года компания Rethink Energy опубликовала доклад о перспективах водородного рынка, в котором заявляла, что через два года «зеленый» водород станет дешевле «серого», и к 2035 году его стоимость будет составлять чуть более 1 доллара за килограмм.

В декабре 2021 года компания Wood Mackenzie (WoodMac) опубликовала отчёт «Стоимость водорода 2021: подготовка к масштабированию», в котором прогнозирует, что на некоторых рынках стоимость «зеленого» водорода вполне может упасть ниже одного доллара за килограмм к 2030 году.

В январе 2021 года норвежская NEL (крупный производитель электролизёров) заявила, что её цель – «зеленый» водород по цене 1,5 доллара США за килограмм к 2025 году.

Компания BloombergNEF (BNEF) утверждает, что нет экономического смысла производить «синий» водород, поскольку на всех рассмотренных в их исследовании 28 рынках «зеленый» H2 будет дешевле.

Все это сильно отличается от 3-5 евро за килограмм, которые прогнозирует «Аврора» на 2030 год. Эта оценка ближе к выкладкам других авторов-«пессимистов».

В 2020 году консалтинговая компания Prognos подготовила по заказу немецкого Федерального министерства экономики и энергетики (BMWi) доклад «Затраты и пути преобразования для энергоносителей, произведённых на основе электричества». До 2050 года – таков временной горизонт анализа – авторы не обнаруживают признаков конкурентоспособности «зелёного» водорода, тем более – синтетических топлив, которые производятся на его основе.

В 2021 году немецкий исследовательский центр Agora Energiewende подсчитал, что даже 200 евро за тонну СО2 не сделают «зелёный» водород конкурентоспособным.

Если раньше считалось, что зеленый водород становится конкурентоспособным при ценах на него в районе 1,5 доллара за килограмм, то нынешние высокие цены на энергоносители в Европе, вероятно, позволяют всерьёз рассматривать водородные проекты даже при высоких ценах на H2.

В октябре 2022 года аналитический центр Carbon Tracker подсчитал, что высокие цены на природный газ резко повысили конкурентоспособность зеленого водорода. В то же время и там говорится о снижении стоимости зеленого H2 до двух долларов за килограмм в течение следующих нескольких лет.

В ноябре 2022 года Германия объявила о планах построить в Гамбурге терминал по приему зеленого аммиака, поступающего из Саудовской Аравии. Его планируется запустить в 2026 году.

https://renen.ru

Теги:  водород
477
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.