В Казахстане утверждена стратегия достижения углеродной нейтральности до 2060 года
Президент Казахстана своим указом утвердил Стратегию достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан (РК) до 2060 года.
Заявление о достижении Казахстаном углеродной нейтральности президент Касым-Жомарт Токаев впервые сделал в декабре 2020 года.
Основной целью Стратегии является достижение устойчивого развития экономики Казахстана к изменению климата и углеродной нейтральности к 2060 году.
Среднесрочная цель Стратегии (в соответствии с ОНУВ РК) — сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) к 2030 году на 15 % относительно уровня выбросов 1990 года (безусловная цель) и доведение сокращения на 25 % при условии получения международной поддержки на декарбонизацию экономики (условная цель).
Низкоуглеродное развитие и достижение углеродной нейтральности в Казахстане до 2060 года потребуют глубокой трансформации энергетической системы. Наибольшее сокращение выбросов ПГ в энергетическом секторе будет достигнуто за счет сдвига в сторону более устойчивых источников энергии.
Будет осуществлён переход от энергосистемы с преобладанием угля к углеродно-нейтральной системе с преобладанием альтернативных и возобновляемых источников энергии, а также использующей улавливание и хранение углерода.
Будет проводиться поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации с увеличением доли ВИЭ и альтернативной энергии, а также использование природного газа в качестве промежуточного топлива. В структуру мощностей войдут атомные электрические станции как стабильный источник энергии, поэтому будет разработано долгосрочное видение по развитию атомной энергетики.
Также будет разработано долгосрочное видение по развитию солнечной и ветряной генерации.
Развитие ВИЭ будет выступать ключевым условием успешной декарбонизации. Отмечается, что ветер, учитывая его качество и доступность в стране, станет основным ресурсом для развития на более ранних этапах, в то время как солнечная энергия станет ключевой технологией на более позднем этапе, когда стоимость инвестиций в СЭС заметно снизится. Данное положение является спорным, поскольку мы видим, что солнечная энергия уже сегодня способна предлагать самую дешевую электроэнергию в Казахстане.
В документе отмечается, что в Казахстане созданы необходимые условия для развития ВИЭ:
- определен единый закупщик электроэнергии — квазигосударственное предприятие ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке ВИЭ»;
- определена типовая форма договора на покупку электроэнергии ВИЭ — Power Purchasing Agreement контракт;
- определены условия приоритетного инвестиционного контракта для ВИЭ;
- тарифы определяются на аукционах ВИЭ;
- приоритетная диспетчеризация ВИЭ и беспрепятственный доступ в Национальную электрическую сеть Республики Казахстан.
Производство централизованной тепловой энергии будет декарбонизировано за счет перехода от угля к природному газу, использования возобновляемой энергии в виде геотермальной энергии (тепловые насосы) и биотоплива. Децентрализованные (индивидуальные) системы автономного теплоснабжения станут основной целью технологических изменений. В средне- и долгосрочном периоде активное развитие получит применение геотермальной энергии и горячего водоснабжения за счет солнечной энергии, поэтому будет разработано видение по их развитию.
Для реализации Стратегии будет создана устойчивая Система углеродного регулирования (далее — СУР), которая будет состоять из следующих основных элементов:
- система мониторинга, отчетности и верификации;
- национальная система квотирования и СТВ;
- углеродное налогообложение установок (процессов, товаров и услуг), выбросы которых не регулируются в рамках национальной СТВ;
- система климатического финансирования, включающая карбоновый (углеродный) фонд, таксономию проектов, банк готовых к реализации низкоуглеродных проектов, «зеленое» финансирование, «зеленые» закупки;
- взаимодействие с НДТ;
- единая цифровая экосистема углеродного регулирования.
В 2021 году Касым-Жомарт Токаев сообщил о разработке Доктрины углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года. В ней говорилось, что к 2060 году «доля возобновляемых и альтернативных источников энергии достигнет более 80 % от общего энергобаланса страны». Также предполагалось, что к 2050 году все угольные электростанции будут выведены из эксплуатации.
В опубликованной стратегии не содержится таких формулировок, говорится, что «будет предусмотрено поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации» для достижения углеродной нейтральности до 2060 года.