Современные инженерные решения для метода производства работ под напряжением разрабатывают в АО «Сетевая компания»
Новый метод работ, являющийся инновационным на данном этапе для российского электросетевого комплекса, активно внедряется в Татарстане с 2015 года (с 2009 года апробация метода РПН проходит в филиале АО «Сетевая компания» Чистопольские электрические сети).
С этого времени достигнуты значительные результаты: от приобретения навыков проведения работ оперативно-ремонтным персоналом каждого филиала до значительного расширения линейки видов производимых работ и повышения класса напряжения электроустановок, на которых применяются РПН. На сегодняшний день в компании обучена 141 бригада на напряжении до 1000 В, 54 бригады -до 35 кВ, 1 бригада 500 кВ.
При этом проведена значительная работа по формированию нормативной базы для производства работ под напряжением, поддержанная на федеральном уровне. Изменения в законодательстве подкрепляются практикой – разрабатываемыми специалистами компании уникальными инженерными решениями и техническими заимствованиями из-за рубежа, где РПН широко применяется на протяжении ряда десятилетий.
С внедрением метода РПН в татарстанской компании, стало доступно локальное производство практически любого вида работ без вывода электроустановки в ремонт. Однако время не стоит на месте, и задачи расширяются — возникает потребность в комплексном производстве работ на участке ВЛ 6-10 кВ без отключения потребителей. Поэтому специалистами Аппарата управления и филиала Чистопольские электрические сети было реализовано решение «Комплексная система байпас», успешно применяемое в КНР и предназначенное для шунтирования основного участка воздушной или кабельной линии электропередачи напряжением (6)10 кВ в случае выхода его из строя или необходимости его вывода в ремонт. Система состоит из 2 модульных зданий: основное весом 5 тонн, которое планируется перевозить в кузове манипулятора, включает в себя гибкий медный кабель общей длиной 750 метров, который пофазно намотан на специальные барабаны, имеющие механический привод, быстроразъемные соединительные муфты, выключатели нагрузки и множество вспомогательных элементов, предназначенных для безопасной эксплуатации системы; а также дополнительное — весом 2 тонны — перевозимое на прицепе от ДГУ, которое позволяет увеличить участок выводимой в ремонт линии до 500 м.
Еще в 2017 году специалистами из Чистопольских электрических сетей была сконструирована раздвижная траверса – вспомогательное устройство, предназначенное для производства работ без отключения потребителей при замене опоры воздушной линии напряжением 0, 4 кВ. За несколько лет приспособление неоднократно совершенствовалось и на данный момент является уникальным: в мире не имеется аналогов выполнения работ методом РПН на ВЛ с шахматным расположением до 6 проводов (3 фазы + ноль + уличное освещение + кабель ВОЛС). По результатам проведенной работы был зарегистрирован патент на метод и приспособление, а также заключен лицензионный договор, позволяющий получать дивиденды за использование интеллектуальной собственности, с предприятием, производящим и реализующим приспособления изготовленные по технологии АО «Сетевая компания».
Среди разработок филиала – и стенды для испытания средств защиты РПН. В настоящее время бригады РПН в полном объеме оснащены средствами защиты, которые периодически необходимо испытывать. Ранее этот процесс проводился с применением фольги (это увеличивало время на подготовку к испытаниям и при этом не обеспечивало стопроцентного качества). Уникальность этих стендов заключается в том, что они полностью разработаны и изготовлены силами персонала ЧЭС, но в дальнейшем предлагается рассмотреть их тиражирование путем изготовления в заводских условиях.
Назначение контейнера для перевозки и хранения средств защиты РПН также направлено на оптимизацию производственного процесса. На сегодняшний день бригады электромонтеров работают как с отключением электроустановок, так и методом РПН, при этом комплектация бригадного автомобиля средствами защиты и инструментом индивидуальная. В новом контейнере предполагается организовать пространства для хранения и перевозки средств защиты, применяемых специально для работ под напряжением. Контейнер планируется размещать в отапливаемом гараже и транспортировать с помощью легкового прицепа на любой автомашине с фаркопом. Вес опытной модели составляет 500 кг (в снаряженном виде — 1050 кг), но его возможно сократить при производстве контейнера в заводских условиях. Это решение позволяет исключить излишние перемещения персонала, обеспечивая рост производительности труда и мобильность бригады.