Приволжские электрические сети завершают работы в масштабном федеральном проекте на территории Лаишевского и Пестречинского районов РТ
Выделенные в рамках строительства автодороги «Москва – Нижний Новгород – Казань» средства направлены в том числе на переустройство воздушных линий электропередачи в местах пересечения с трассой будущей скоростной автомагистрали. Под кураторством специалистов филиала на участках переустройства устанавливаются новые опоры и прокладываются новые кабельные участки высоковольтных линий электропередачи.
Напомним, масштабное строительство трассы М-12, разбитое на 9 этапов строительства, должно завершиться в 2024 году. Протяженность трассы составит 810 километров с четырьмя полосами движения в каждую сторону, она станет дублером трассы М-7 «Волга».
С решением сложной задачи по переустройству существующих линий, включающей в себя изыскания, проектирование, согласования строительства новых участков линий электропередачи, филиал АО «Сетевая компания» «Приволжские электрические сети» столкнулся задолго до того, как подрядная организация ООО «СВСЭСС» приступила к непосредственному выполнению строительно-монтажных работ.
В рамках проводимых работ специалистами ПЭС совместно с проектной организацией СП «Инновация» были детально проработаны технологические конструктивные решения по 29 переустраиваемым пересечениям: 23 из них по 0,4-10 кВ; 6 — по 35-110 кВ. Пересекающая скоростную трассу энергетическая инфраструктура должна соответствовать современным нормативным требованиям, регламентирующим различные параметры: от высоты конструкций до способа передачи электроэнергии. Так, распределительные сети 0,4-35 кВ уходят под землю – в кабельное исполнение, а переход через трассу на напряжении 110 кВ остается в воздушном исполнении. «Логику этой общераспространенной практики в электроэнергетике легко объяснить экономической эффективностью, эстетической красотой, безопасностью и удобством эксплуатации», — отмечает заместитель главного инженера ПЭС по основным сетям Ильдар Баязитов.
Особую сложность представляют участки, где с автодорогой пересекаются несколько линий электропередачи, переустройство которых невозможно без полного отключения питающихся от них подстанций, и соответственно обесточивания потребителей электроэнергии. Так, на одном из самых сложных 354-ом пикете строящейся автодороги, были переустроены двухцепный участок воздушных линий 110 кВ Юбилейная – Пиголи и Пиголи – Нармонка, двухцепный участок в габаритах 35 кВ фидеров 10 кВ № 1А и № 4 ПС Пиголи, а также кабельно-воздушная линия 10 кВ № 216 ПС Юбилейная, проходящие в одном коридоре. При этом для исключения длительного отключения потребителей подстанции Пиголи, необходимость которого возникала вследствие необходимости переустройства двухцепного участка воздушных линий 110 кВ, был сначала переведен в кабельное исполнение двухцепный участок в габаритах 35 кВ фидеров 10 кВ № 1А и № 4 ПС Пиголи, а затем на его место смонтирован временный одноцепный участок воздушной линии 110 кВ на четырех железобетонных промежуточных опорах и запитана ПС Пиголи по временной схеме. «Поскольку новые двухцепные анкерные опоры должны были ставиться в створ существующих воздушных линий, то было необходимо отключать обе линии, питающие подстанцию Пиголи с нагрузкой порядка 7 МВт, большую часть которой невозможно было перевести на кольцующие фидера. Поэтому была выстроена временная схема из четырех обводных опор, по которой и запитывалась подстанция в этот период», – комментирует Ильдар Баязитов.
Стоит отметить, что прежде чем получить разрешение дежурного диспетчера ЦУС АО «Сетевая компания» на вывод электроустановки из работы, подрядной организацией проводится комплекс продолжительных по времени предварительных работ: установка фундаментов, сборка решетчатых опор, подготовка траншеи для кабеля. «На подъем четырех опор 35 кВ уйдет не более двух дней, а подготовка к этому занимает около двух недель» — поясняет процесс перевода двух воздушных участков линии 35 кВ Нармонка – Лаишево в кабель мастер строительно-монтажных работ Приволжского ремонтно-монтажного управления ООО «СВСЭСС» Ильнар Багитов. После установки новых кабельно-воздушных опор, провода действующей линии будут перевешены на них так, что будет возможность включения линии на ночь для поддержаний надежности электроснабжения города Лаишево и близлежащих населенных пунктов.
Непростые климатические условия этого года усложнили процесс – персонал, экипированный в спецодежду в соответствии с требованиями охраны труда работы, испытывал определенный дискомфорт из-за ее неприспособленности к работе в условиях высокой температуры окружающего воздуха.
Совместно с организациями дорожного строительства были проработаны сетевые графики выполнения работ, исключающие наличие других организаций, параллельно ведущих работы на участке строительства.
Ритмичная слаженная работа бригады подрядной организации ООО «СВСЭСС», состоящей из 6 электромонтажников, оснащенной 5 единицами спецтехники – краном, манипулятором, автоподъемником, трактором и бригадным автомобилем позволила выполнять монтаж стальной конструкции высотой в пять этажей за считанные часы. Естественно, финальным работам по монтажу опор предшествовали значительные подготовительные работы – из-за повышенных проектных нагрузок на решетчатые опоры, под каждую из них выполнялось по четыре усиленных фундамента, под которые копались котлованы трехметровой глубины, закладывалось щебеночное основание и завозился специальный привозной грунт, обогащенный песком, по причине несоответствия для этих целей местной почвы. Следом за монтажниками-линейщиками на площадку заходят специалисты кабельщики – им предстоит уже проложенный в траншее под полотном автомагистрали кабель поднять на опору – участок линии, пересекающий федеральную трассу будет пролегать под землей.
Работы по переустройству объектов электросетевого хозяйства, пересекающих строящуюся скоростную автодорогу М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» в Приволжских электрических сетях ведутся в соответствии с согласованными графиками.