Медведев предложил решение проблемы неплатежей на Северном Кавказе
Выдержка из стенограммы Заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, 11 июля 2018 14:00 Горки, Московская область.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
… Сегодня мы обсудим два достаточно острых вопроса. Первый, к сожалению, носит для нашей комиссии традиционный характер. Это ситуация в топливно-энергетическом комплексе округа, она совсем не простая. Решения по исправлению ситуации выполняются не слишком быстро. Там есть и положительная динамика, и отрицательные процессы. Будем разбираться, по каким причинам это происходит.
Начнём с топливно-энергетического комплекса. Проблема давняя и главная – это неплатежи.
В прошлом году было оплачено меньше 85% потреблённого газа. Общая задолженность выросла на 13 млрд рублей. Долги за электроэнергию увеличились более чем на 3,5 млрд. В этом году ситуация фактически не меняется и задолженность продолжает расти. Да, часть задолженности гасится, но проблема заключается в том, что платежи всё равно не составляют требуемой суммы, то есть стопроцентной оплаты нет. И соответственно, общий объём задолженности продолжает расти.
Неплатежи в значительной степени вызваны отсутствием должного учёта поставленных энергоресурсов и системной работы с потребителями. Мы с вами – я в данном случае уже обращаюсь к руководителям регионов, входящих в округ, – это всё хорошо знаем. Газовые и электрические сети на Кавказе сильно изношены. И на потери при транспортировке часто списывают всё, что фактически было просто украдено – как в результате самовольных подключений и врезок, так и с применением различных схем уклонения от уплаты, включая намеренное банкротство предприятий ЖКХ и энергосбытов. Ветхие сети (иногда непонятно, кому принадлежащие, бесхозные, или хозяин всем известен, но юридически этого хозяина найти невозможно, хотя фактически понятно, кто что контролирует), абсолютно неточные клиентские базы – это всё выгодно прежде всего самим злоумышленникам, то есть тем, кто на этом зарабатывает. Они тормозят решение этих проблем и подпитывают коррупцию в этой сфере.
Чтобы переломить ситуацию, требуется координация усилий глав регионов, руководства энергокомпаний и правоохранительных органов. Мы с вами уже этим занимались на протяжении нескольких предыдущих лет. Ещё раз хочу сказать: ситуация в чём-то меняется, но меняется недостаточно. Потребуются и кадровые решения, и, конечно, наказание виновных. Хочу сегодня услышать, что было сделано в этом направлении как по линии федеральных структур, так и энергетических компаний, какие есть предложения. Естественно, обсудим это с участием руководителей регионов.
Дмитрий Медведев провёл заседание комиссии 11 июля 2018 года. По итогам приняты, в частности, следующие решения и даны поручения (протокол заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа от 11 июля 2018 года №2):
О погашении задолженности за потреблённые энергоресурсы и коммунальные услуги на территории Северо-Кавказского федерального округа
Отметить неэффективную работу должностных лиц субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по исполнению поручений, ранее данных Правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ПАО «Газпром» (А.Б.Миллеру), ПАО «Россети» (П.А.Ливинскому) провести анализ действий должностных лиц, не исполнивших в должной мере поручений в сфере топливно-энергетического комплекса, ранее данных Правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. По результатам принять меры дисциплинарного характера.
Рекомендовать высшим должностным лицам Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия – Алания и Чеченской Республики возглавить территориальные межведомственные рабочие группы по топливно-энергетическому комплексу соответствующих субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, взять под личный контроль исполнение поручений в сфере топливно-энергетического комплекса, ранее данных Правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, в том числе обеспечить:
— погашение просроченной задолженности за поставленные энергоресурсы перед дочерними и зависимыми обществами ПАО «Россети» и ПАО «Газпром», в том числе за счёт передачи в собственность энергосетевых активов, стоимость которых (на основе независимой оценки рыночной стоимости энергосетевых активов) сопоставима с размером задолженности;
— 100-процентный уровень оплаты бюджетными организациями и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства текущего потребления энергоресурсов в Северо-Кавказском федеральном округе;
— проведение инвентаризации электрических и газораспределительных сетей, в том числе выявление бесхозяйных сетей и оформление прав собственности на них;
— согласование с Минстроем России и утверждение нормативов потребления электрической энергии и газа, стимулирующих потребителей к оборудованию жилых помещений приборами учёта;
— согласование с ФАС России и Минэнерго России и утверждение графиков доведения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства до уровня, обеспечивающего 100-процентную оплату по обязательствам перед ресурсоснабжающими организациями;
— при участии Минстроя России разработку программы финансового оздоровления проблемных предприятий жилищно-коммунального комплекса Северо-Кавказского федерального округа, имеющих наибольшую задолженность за услуги по энергоснабжению.
О результатах докладывать в рабочую группу по топливно-энергетическому комплексу Северо-Кавказского федерального округа при Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа ежеквартально, первый доклад – до 25 октября 2018 года.
Рекомендовать ПАО «Газпром» (А.Б.Миллеру), ПАО «Россети» (П.А.Ливинскому):
— взять под личный контроль исполнение поручений в сфере топливно-энергетического комплекса, ранее данных Правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа;
— разработать программу модернизации газораспределительных сетей и программу модернизации электрических сетей в Северо-Кавказском федеральном округе, в том числе за счёт средств, получаемых в счёт погашения задолженности за потреблённые энергоресурсы;
— продолжить инвентаризацию клиентских баз данных.
О результатах докладывать в рабочую группу по топливно-энергетическому комплексу Северо-Кавказского федерального округа при Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа ежеквартально, первый доклад – до 1 октября 2018 года.
ФАС России (И.Ю.Артемьеву) осуществить проверку приведения тарифных решений, принимаемых на территории Северо-Кавказского федерального округа, в соответствие с экономически обоснованными значениями.
О результатах докладывать в рабочую группу по топливно-энергетическому комплексу Северо-Кавказского федерального округа при Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа ежеквартально, первый доклад – до 1 октября 2018 года.
Минэнерго России (А.В.Новаку), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с ПАО «Газпром» и ПАО «Россети» представить предложения по созданию единых операторов сетевых комплексов на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с передачей им на баланс сетевых активов.
Рабочей группе по топливно-энергетическому комплексу Северо-Кавказского федерального округа при Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа обобщать представляемую в соответствии с настоящим протоколом информацию и представлять в Правительство Российской Федерации согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти доклад раз в полгода, первый доклад – до 5 ноября 2018 года.