Теплоэнергетика в эпоху декарбонизации: перспективы природного газа

В условиях трансформирующегося рынка спрос на углеродоемкую продукцию постепенно снижается: крупнейшие потребители энергии насторожены серьезной настроенностью лидеров крупнейших мировых промышленных государств на отказ от ископаемых углеводородов, смещение вектора стратегического экономического развития в сторону «зеленых» технологий, радикального снижения антропогенного фактора в развитии природных экосистем. Трансграничный углеводородный налог стал логическим продолжением такого рода политики. Декарбонизация глубоко проникла в экономические процессы, в особенности – в теплоэнергетику, структура которой уже активно трансформируется вслед за рынком.

Теплоэнергетика, основным принципом работы которой является преобразование химической энергии органического топлива в механическую через электрическую, во многом зависит от вида используемого топлива. На сегодняшний день отрасль плавно движется от ископаемых углеводородов (нефть, газ, уголь и мазут) в сторону «зеленых» энергоносителей (солнечная энергетика и ветер). Этому способствует политическая обстановка в государствах – крупнейших потребителях энергии и, как следствие, наиболее активно развивающих, в частности, и теплоэнергетику.

«Теплоэнергетика находится в прямой зависимости от рынка. Если главные потребители тепловой и электрической энергии – промышленные предприятия – поставлены в рамки обязательного снижения выбросов СО2 в атмосферу, повышения энергоэффективности, то и объекты генерации должны технологически соответствовать новым требованиям. У России с ее запасами природного газа есть прекрасная возможность сократить выбросы СО2 без существенных капиталовложений в модернизацию энергосистемы. Достаточно осуществить перевод объектов теплоэнергетики на газовое топливо – трубопроводное или сжиженное, а в некоторых случаях еще и с помощью повышения КПД действующих объектов путем интеграции электрогенерирующего оборудования (газопоршневых, газотурбинных, парогазовых установок). И внешние, и внутренние экономические факторы всячески подталкивают к дальнейшему развитию газотранспортной системы и внедрению когенерации на российском рынке», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

Сегодня реалии мировой теплоэнергетики таковы, что, с одной стороны, лидеры стран ЕС согласовали проект «Европейский зеленый курс», беспрецедентную программу экономических реформ, нацеленную на борьбу с изменением климата и улучшением экологической обстановки. В ее целях стоит снижение выбросов углекислого газа вдвое к 2030 году и полная декарбонизация (нулевой баланс выбросов CO2) — к 2050-му. Европейцы планируют перенести экономику на «зеленые» рельсы, используя, в основном, возобновляемые источники энергии. С другой стороны, крупные игроки Азиатско-тихоокеанского региона, в свою очередь, обозначили амбициозные цели по «озеленению» китайской энергетики: в планах достичь пика выбросов углекислого газа уже к 2030 году, но главное — добиться полной углеродной нейтральности уже к 2060-му.

Таким образом, теплоэнергетику переносят из плоскости ископаемых углеводородов в «зеленую» зону. Это чревато дополнительными издержками для существующих предприятий и даже сверхиздержками для промышленных объектов, находящихся в географически непригодных для использования возобновляемой энергетики регионах.

«Перевод теплоэнергетики на возобновляемые источники энергии, на сегодняшний день, слишком дорого. Кроме того, необходимо учитывать риски потенциальных сбоев в энергоснабжении. Хорошим примером служит ситуация на Европейском рынке этой зимой: «зеленые» технологии все еще не готовы обеспечить должного уровня энергетической устойчивости, особенно важен этот вопрос для непрерывных производств. Если инструменты возобновляемой энергетики недостаточно отлажены, а трансграничный углеродный сбор уже практически введен, то крупным производителям следует задуматься о снижении выбросов углекислого газа в атмосферу за счет перехода на природный газ и эффективную политику бережливого производства. Одним из базовых элементов такой политики в разрезе энергоснабжения может являться когенерация», — добавил эксперт.

В России как регулятор, так и предпринимательское сообщество оценивают перспективы глобальной декарбонизации крайне неоднозначно. Многие крупные эксперты энергетического рынка сходятся во мнении и отмечают, что идти по пути стран, не обладающих достаточными энергоресурсами, наращивая возобновляемую энергетику опережающими темпами, России, с учетом особенностей ее энергобаланса, нецелесообразно. Нужно создавать эти мощности там, где есть дефицит, где действительно невозможно или слишком дорого традиционное энергообеспечение, но не разгружать традиционную генерацию в погоне за европейскими целевыми показателями.

999
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.