На волне декарбонизации: природный газ как локомотив экологической повестки
В разрезе общемировой тенденции на снижение углеродного следа экономики, уменьшение влияния антропогенного фактора на окружающую среду, стабилизацию экологической обстановки природный газ может выступить своего рода гарантом устойчивого развития экономики не только России, но и мира. Об этом заявляют авторитетные эксперты, представители крупных корпораций – основных потребителей электрической, тепловой и холодильной энергии, чиновники различного уровня.
Евросоюз, являясь пионером в вопросах «зеленых» технологий, намерен уже в ближайшем будущем полностью отказаться от ископаемых видов топлива, ввиду их коррозийного воздействия на атмосферу, гидросферу, флору и фауну. В середине июля был принят пакет законопроектов Fit for 55, который отражает радикальную позицию европейских политиков сразу по нескольким важным экологическим вопросам: автомобили с двигателями внутреннего сгорания должны покинуть европейский рынок к 2035 году; авиаперевозчики будут лишены квот; доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе ЕС составит около 40%; будет введен трансграничный углеродный сбор, целью которого является защита внутреннего производителя и поддержание общемирового тренда на декарбонизацию.
Трансграничный углеродный налог (ТУН) представляет собой новую пошлину, которую собирается взимать ЕС с экспортеров, подсчитывая объемы их выбросов углекислого газа в окружающую среду.
Введение дополнительного квазитаможенного сбора грозит отечественным компаниям-экспортерам, по различным оценкам, от 3 до 5 млрд долларов выпадающих доходов ежегодно, что значительно снизит налоговые поступления. Отдельно эксперты рассматривают значительное снижение спроса на уголь и нефть, экспорт которых формируют львиную долю бюджета Российской Федерации.
«На фоне трансформирующегося мирового рынка, радикального смещения вектора развития в сторону низкоуглеродной экономики и «зеленой» энергетики, российскому ТЭК необходимо искать возможности для поддержания своей конкурентоспособности. Оперативно перевести весь промышленный комплекс на энергию солнца и ветра не представляется возможным, да и задачи такой не стоит перед политическим руководством страны. Необходимо глядеть вглубь проблемы: выпадающие доходы компаний-экспортеров связаны с высокими объемами выбросов СО2. Эта проблема может быть решена за счет внутренних технологических и сырьевых ресурсов. Например, природный газ может в значительной степени уменьшить углеродоемкость производимой продукции. Масштабная газификация, проводимая в рамках укрепления региональных топливно-энергетических комплексов, может стать отличным подспорьем для увеличения экологичности предприятий, снижения бремени трансграничного углеродного регулирования, рисков значительного снижения налоговых поступлений», — прокомментировал ситуацию на рынке Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Природный газ, в отличие от других ископаемых видов топлива, обладает наиболее приемлемыми показателями по выбросу СО2 в атмосферу. При сгорании одной тысячи кубометров природного газа выделяется 1,88 тонн углекислого газа. Для сравнения, тонна угля будет источником 2,29 тонн СО2, мазута – 3,16 тонны, при сгорании тонны дизельного топлива в атмосферу попадет 3,16 тонны углекислого газа. Экологичность природного газа, в том числе, подтверждается постоянно возрастающим спросом на этот вид топлива в азиатско-тихоокеанском регионе и Европе. Несмотря на твердую уверенность политического руководства ЕС отказаться от традиционных видов топлива, газ все еще остается ключевым элементом энергетической безопасности ЕС. «Зеленые» технологии генерации смогут лишь частично заменить природный газ, обеспечив тем самым удовлетворительный уровень выбросов СО2 в атмосферу, но полное вытеснение газа альтернативными источниками энергии пока не предполагается. Об этом можно судить, в том числе, и по динамике цены на СПГ и трубопроводный газ: цена по сравнению с 2020 годом выросла в 10 раз.
«Газ все еще остается основным гарантом энергетической устойчивости российского промышленного комплекса: предприятия, согласно нашей статистике, все реже рассматривают возможность генерации, работающей на угле, мазуте или дизеле. Существующие требования в области экологии и энергоэффективности стимулируют рынок к широкому использованию газа, как трубопроводного, так и сжиженного», — добавил эксперт.