Реформу теплоснабжения растянули до 2023 года
Как стало известно «Ъ», правительство наконец согласовало новую модель регулирования на рынке тепла. Но из-за опасения слишком быстрого роста цен государство растянуло срок ее введения до 2023 года.
Кроме того, при переходе к новому механизму, более привлекательному для инвесторов, потолок роста тарифов ограничится 5% в год. Участники рынка в целом оказались удовлетворены реформой, но предупреждают, что сдвиг сроков может затянуть модернизацию теплоснабжения, пишет издание.
Правительство определилось с внедрением новой модели тарифного регулирования на рынке тепла: 12 августа на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича были урегулированы разногласия между Федеральной службой по тарифам (ФСТ), Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Минэкономики и Минэнерго, следует из его протокола. Это подтвердили в Минэнерго, предлагавшем модель. В Минэкономики заявили, что решения соответствуют первоначальной позиции ведомства, в ФСТ не ответили на запрос «Ъ».
Суть новой модели в том, что в крупных городах назначают единую теплоснабжающую организацию (ЕТО), отвечающую за всю цепочку доставки тепла потребителю. Для ЕТО фиксируется потолок цены на тепло, определенной по принципу альтернативной котельной (стоимость тепла от собственной генерации потребителя). Если тариф ниже этого уровня, его повышают за несколько лет, если выше — замораживают. Цель новой модели — привлечь инвесторов в отрасль, где износ достигает критического уровня, а потребители уходят от центральной системы теплоснабжения на собственную генерацию.
Основной проблемой при переходе к альткотельной был резкий рост тарифов в большинстве регионов (в среднем по стране на 26%, по оценкам Минэнерго). Министерство изначально предлагало растянуть рост тарифов до 2016-2017 годов, но в мае заместитель главы Минэнерго Вячеслав Кравченко уже говорил, что переход затянется до 2020 года. Против выступала ФСТ: по ее расчетам, в некоторых случаях тариф вырастет на 400-700%. На совещании согласовали компромисс: модель будут внедрять поэтапно с 2015 до 2023 года, сказала «Ъ» представитель Аркадия Дворковича, надо избежать рисков существенного роста цен, поэтому по каждому региону решение по срокам будет приниматься отдельно. Эти решения будут принимать муниципалитеты, следует из протокола. Если при переходе к цене альткотельной ожидается рост тарифов более чем на 5%, то муниципалитеты составляют график перехода со сроком окончания не позднее 31 декабря 2022 года, поясняют в Минэнерго.
Но министерство хотело, чтобы альткотельная была единственным методом регулирования, это отстоять не удалось. ФСТ и ФАС настаивали на сохранении нынешних методов, в том числе метода «затраты плюс». В итоге правительство допустило их использование до конца переходного периода: тарифы будут регулироваться посредством индексации темпом, установленным в графиках. «Если альткотельная будет лишь одним из методов, то муниципалитеты, которые недотарифицированы, выберут альткотельную, а те, где тариф выше, выберут другие методы и таким образом поднимут тариф», — пояснял глава «Фортума» Александр Чуваев.
У НП «Совет производителей энергии» (объединяет крупную генерацию) нет возражений по механизму перехода к альткотельной. «Существующей ситуацией в теплоснабжении недовольны все: и бизнес, и потребители, и государство, — замечает директор НП Игорь Миронов. — C переходом на регулирование по методу альткотельной крупные потребители тепла смогут рассчитывать на справедливую цену без доплаты за население, избавившись от перекрестного субсидирования». Но с этим согласны не все: в подконтрольной ОНЭКСИМу «Квадре» признают, что увеличение сроков перехода затянет модернизацию отрасли. А при наличии других тарифных методов, кроме альткотельной, в регионах выберут тот, при котором тариф будет меньше, считают в компании.
В «КЭС-Холдинге» Виктора Вексельберга называют срок запуска модели «одним из наиболее критичных параметров для инвесторов» и замечают, что его сдвиг – «сильный негативный сигнал для отрасли». Срок до 2020 года был «разумным компромиссом между ожиданиями бизнеса и позицией регуляторов», считают в «КЭС-Холдинге». В Минэнерго признают, что из-за сдвига срока инвестрешения «могут быть более растянуты во времени».