Продукция российской промышленности переходит на инновационные рельсы.
Продукция российской промышленности переходит на инновационные рельсы. Наша страна готова продавать за рубеж не только свои природные ресурсы, но и товары «посложнее», включая даже «земных» и «космических» роботов. Их покажут стране и миру на открывшейся вчера в Екатеринбурге промышленной выставке мирового формата «ИННОПРОМ-2014». В этом году ее ключевой темой стала интеллектуальная промышленность.
Чем еще Россия готова удивить и какие товары отечественных производителей котируются на внешних рынках? На эти и другие вопросы «Российской газеты» ответил заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов.
– Георгий Владимирович, расскажите о самых необычных экземплярах «ИННОПРОМа». Желательно российского производства...
– Одна из компаний выставляет полномасштабную модель вагона метро модульной сборки. Новый поезд с такими вагонами развивает скорость до 90 километров в час. Срок службы вагонов рассчитан на 30 лет. А их дизайн и «начинка» самые современные: климатическое оборудование, видеонаблюдение, системы пожаропредупреждения, удобный вход и выход, в том числе для инвалидов.
И впервые в России придуман и сделан ультрасовременный «космический трамвай» из композитных материалов, с антибактериальными поручнями. Его неофициальное название – «айфон на рельсах». Он более экономичный, удобный и современный, чем все его западные аналоги.
Российское технологическое агентство при поддержке Минпромторга представит лучшие разработки в области робототехники – «земных» и «космических» роботов. Один из них – универсальный антропоморфный AR600E – может использоваться в оборонной промышленности, домашнем хозяйстве, на сельхозработах, в медицине, науке, образовании. Словом, на все руки мастер. Робот космического назначения – SAR-401 – предназначен для работ с объектами сложной формы. На самом деле необычных инновационных разработок достаточно много.
– А чем продиктована «интеллектуальная» тематика нынешней выставки?
– Сегодня индустриально развитые страны обсуждают четвертую промышленную революцию, переход к новой технологической эпохе. Возникновение новых «умных» отраслей промышленности, таких как робототехника, автоматизация производства, инжиниринг, энергоэффективность, разработка новых материалов и композитов, IT-технологии и технологическое образование, определяют повестку дискуссий на крупнейших промышленных форумах мира. И Екатеринбург в их числе. Здесь состоится ряд мировых и российских премьер, презентация новейшей продукции целого ряда компаний.
– Что планируется обсуждать в рамках деловой программы?
Наиболее важные вопросы – о международной кооперации в создании инжиниринговых центров, техническом регулировании и стандартизации, использовании мирового опыта по созданию конкурентоспособных индустриальных парков, разработке и внедрении новых технологий в промышленной логистике и так далее.
На «ИННОПРОМе» предусмотрено более ста дискуссий и «круглых столов». Самые ожидаемые – пленарное заседание «Промышленность в поисках интеллекта: глобальные тренды и специфика России», прогноз-сессия «Машины будущего». Международная конференция «Автоматизация и роботы в транспортном машиностроении» тоже аншлаговая.
Также в Екатеринбурге состоится первое заседание Стратегического совета по инвестициям в новые отрасли российской промышленности, «круглый стол» по новой промышленной политике России.
– Сколько, кстати, иностранных компаний приедут на «ИННОПРОМ»?
Мы ждем более 50 компаний из 70 стран мира, причем все бренды – знаковые.
Традиционно участниками выставки станут международные и российские ассоциации, отраслевые союзы, торговые палаты: Российский союз промышленников и предпринимателей, Фонд «Центр стратегического развития», Российско-германская внешнеторговая палата, Ассоциация индустриальных парков, Фонд «Сколково», Итало-российская торговая палата, Российско-арабский деловой совет.
– Георгий Владимирович, какие российские товары в целом сегодня востребованы и конкурентоспособны на международных рынках?
– Спросом на внешнем рынке пользуются, например, продукция аэрокосмической промышленности, товары энергетического машиностроения (паровые, гидравлические и газовые турбины), оборудование для атомных и гидроэлектростанций, отдельные виды вагоностроительной и автомобильной продукции, товары черной и цветной металлургии, удобрения.
Конечно, большая часть экспорта высокотехнологичных товаров – это продукция оборонно-промышленного комплекса. Если посмотреть на данные таможенной статистики за 2013 год, то можно увидеть заметный рост экспорта по автомобилестроительной, авиационной и судостроительной отраслям.
– Интересно, кто главный потребитель экспортной продукции АвтоВАЗа?
Основная доля экспорта российского АвтоВАЗа, 72%, приходится на Казахстан, где в 2013 году продажи выросли на 66% – до 57 037 автомобилей. На фоне такого роста эксперты дают весьма оптимистичные прогнозы. Предприятие реально может произвести на экспорт для стран СНГ один миллион авто за три-пять лет, поскольку рынки СНГ стремительно развиваются.
– Из чего состоит план государственной поддержки экспорта? И какие механизмы поддержки экспорта уже прижились?
– У нас действует дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», которая помогает не только увеличивать физические объемы экспорта, но и диверсифицировать его. Положительные сдвиги по формированию и росту экспорта есть.
В России созданы все основные институты поддержки экспорта: его страхование, предоставление госгарантий, выдача экспортных кредитов иностранным покупателям российской продукции, предоставление кредитов иностранным государствам по межправительственным соглашениям, бизнес-миссии, торговые представительства.
Например, экспортное кредитование иностранных покупателей направлено в первую очередь на стимулирование спроса на отечественную высокотехнологичную продукцию, увеличение ее доли на внешних рынках.
– Какую роль играют сейчас бизнес-миссии, говорят, они набирают популярность среди компаний, ориентированных на экспортные контракты?
Минэкономразвития совместно с торговыми представительствами в других государствах организует для российских компаний и регионов бизнес-миссии за рубеж для внешнеэкономических сделок. Цель – продвижение за границей российских машин, оборудования, транспортных средств. Показатели эффективности бизнес-миссии – последующее заключение соглашений, меморандумов, контрактов или договоров.
– Какие суммы направляются на страхование коммерческих и политических рисков наших экспортеров?
– Страховая сумма по договорам страхования, заключенным Агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, в 2013 году составила 25,8 млрд рублей. На 1 апреля 2014 года это уже 35,6 млрд рублей. То есть здесь явная тенденция к росту.
– Правительство частично финансирует российские экспозиции. Как вы оцениваете их эффективность? На какие предстоящие международные промышленные выставки, ярмарки делает ставку кабмин и почему?
– Участие в выставках за рубежом является, пожалуй, одним из самых действенных инструментов продвижения продукции наших производителей на внешние рынки. И дает хороший информационный повод для многократного упоминания о России, наших компаниях и организациях в позитивном контексте. Их активное участие в выставочных мероприятиях способствует укреплению позиций страны на мировых рынках.
В 2014–2015 годах на деньги федерального бюджета российские экспозиции будут представлены на таких крупных выставках, как, например, Китайская международная выставка оптоэлектроники «Чайна Интернешнл Оптоэлектроник ЭКСПО-2014», она пройдет 2–5 сентября 2014 года в Шэньчжэне.
Интерес представляет Международная промышленная выставка Вьетнама «ВИИФ-2014», проходящая 17–21 октября 2014 года в Ханое. Едем мы в ноябре и на Гаванскую ярмарку «ФИХАВ-2014» на Кубе. Всемирная универсальная выставка «ЭКСПО-2015» состоится в мае-октябре 2015 года в Милане. На этих площадках, как правило, проходят многочисленные переговоры, подписываются контракты и соглашения, обсуждается проблематика создания совместных производств, планируются визиты на российские и зарубежные предприятия.
Чем еще Россия готова удивить и какие товары отечественных производителей котируются на внешних рынках? На эти и другие вопросы «Российской газеты» ответил заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов.
– Георгий Владимирович, расскажите о самых необычных экземплярах «ИННОПРОМа». Желательно российского производства...
– Одна из компаний выставляет полномасштабную модель вагона метро модульной сборки. Новый поезд с такими вагонами развивает скорость до 90 километров в час. Срок службы вагонов рассчитан на 30 лет. А их дизайн и «начинка» самые современные: климатическое оборудование, видеонаблюдение, системы пожаропредупреждения, удобный вход и выход, в том числе для инвалидов.
И впервые в России придуман и сделан ультрасовременный «космический трамвай» из композитных материалов, с антибактериальными поручнями. Его неофициальное название – «айфон на рельсах». Он более экономичный, удобный и современный, чем все его западные аналоги.
Российское технологическое агентство при поддержке Минпромторга представит лучшие разработки в области робототехники – «земных» и «космических» роботов. Один из них – универсальный антропоморфный AR600E – может использоваться в оборонной промышленности, домашнем хозяйстве, на сельхозработах, в медицине, науке, образовании. Словом, на все руки мастер. Робот космического назначения – SAR-401 – предназначен для работ с объектами сложной формы. На самом деле необычных инновационных разработок достаточно много.
– А чем продиктована «интеллектуальная» тематика нынешней выставки?
– Сегодня индустриально развитые страны обсуждают четвертую промышленную революцию, переход к новой технологической эпохе. Возникновение новых «умных» отраслей промышленности, таких как робототехника, автоматизация производства, инжиниринг, энергоэффективность, разработка новых материалов и композитов, IT-технологии и технологическое образование, определяют повестку дискуссий на крупнейших промышленных форумах мира. И Екатеринбург в их числе. Здесь состоится ряд мировых и российских премьер, презентация новейшей продукции целого ряда компаний.
– Что планируется обсуждать в рамках деловой программы?
Наиболее важные вопросы – о международной кооперации в создании инжиниринговых центров, техническом регулировании и стандартизации, использовании мирового опыта по созданию конкурентоспособных индустриальных парков, разработке и внедрении новых технологий в промышленной логистике и так далее.
На «ИННОПРОМе» предусмотрено более ста дискуссий и «круглых столов». Самые ожидаемые – пленарное заседание «Промышленность в поисках интеллекта: глобальные тренды и специфика России», прогноз-сессия «Машины будущего». Международная конференция «Автоматизация и роботы в транспортном машиностроении» тоже аншлаговая.
Также в Екатеринбурге состоится первое заседание Стратегического совета по инвестициям в новые отрасли российской промышленности, «круглый стол» по новой промышленной политике России.
– Сколько, кстати, иностранных компаний приедут на «ИННОПРОМ»?
Мы ждем более 50 компаний из 70 стран мира, причем все бренды – знаковые.
Традиционно участниками выставки станут международные и российские ассоциации, отраслевые союзы, торговые палаты: Российский союз промышленников и предпринимателей, Фонд «Центр стратегического развития», Российско-германская внешнеторговая палата, Ассоциация индустриальных парков, Фонд «Сколково», Итало-российская торговая палата, Российско-арабский деловой совет.
– Георгий Владимирович, какие российские товары в целом сегодня востребованы и конкурентоспособны на международных рынках?
– Спросом на внешнем рынке пользуются, например, продукция аэрокосмической промышленности, товары энергетического машиностроения (паровые, гидравлические и газовые турбины), оборудование для атомных и гидроэлектростанций, отдельные виды вагоностроительной и автомобильной продукции, товары черной и цветной металлургии, удобрения.
Конечно, большая часть экспорта высокотехнологичных товаров – это продукция оборонно-промышленного комплекса. Если посмотреть на данные таможенной статистики за 2013 год, то можно увидеть заметный рост экспорта по автомобилестроительной, авиационной и судостроительной отраслям.
– Интересно, кто главный потребитель экспортной продукции АвтоВАЗа?
Основная доля экспорта российского АвтоВАЗа, 72%, приходится на Казахстан, где в 2013 году продажи выросли на 66% – до 57 037 автомобилей. На фоне такого роста эксперты дают весьма оптимистичные прогнозы. Предприятие реально может произвести на экспорт для стран СНГ один миллион авто за три-пять лет, поскольку рынки СНГ стремительно развиваются.
– Из чего состоит план государственной поддержки экспорта? И какие механизмы поддержки экспорта уже прижились?
– У нас действует дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», которая помогает не только увеличивать физические объемы экспорта, но и диверсифицировать его. Положительные сдвиги по формированию и росту экспорта есть.
В России созданы все основные институты поддержки экспорта: его страхование, предоставление госгарантий, выдача экспортных кредитов иностранным покупателям российской продукции, предоставление кредитов иностранным государствам по межправительственным соглашениям, бизнес-миссии, торговые представительства.
Например, экспортное кредитование иностранных покупателей направлено в первую очередь на стимулирование спроса на отечественную высокотехнологичную продукцию, увеличение ее доли на внешних рынках.
– Какую роль играют сейчас бизнес-миссии, говорят, они набирают популярность среди компаний, ориентированных на экспортные контракты?
Минэкономразвития совместно с торговыми представительствами в других государствах организует для российских компаний и регионов бизнес-миссии за рубеж для внешнеэкономических сделок. Цель – продвижение за границей российских машин, оборудования, транспортных средств. Показатели эффективности бизнес-миссии – последующее заключение соглашений, меморандумов, контрактов или договоров.
– Какие суммы направляются на страхование коммерческих и политических рисков наших экспортеров?
– Страховая сумма по договорам страхования, заключенным Агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, в 2013 году составила 25,8 млрд рублей. На 1 апреля 2014 года это уже 35,6 млрд рублей. То есть здесь явная тенденция к росту.
– Правительство частично финансирует российские экспозиции. Как вы оцениваете их эффективность? На какие предстоящие международные промышленные выставки, ярмарки делает ставку кабмин и почему?
– Участие в выставках за рубежом является, пожалуй, одним из самых действенных инструментов продвижения продукции наших производителей на внешние рынки. И дает хороший информационный повод для многократного упоминания о России, наших компаниях и организациях в позитивном контексте. Их активное участие в выставочных мероприятиях способствует укреплению позиций страны на мировых рынках.
В 2014–2015 годах на деньги федерального бюджета российские экспозиции будут представлены на таких крупных выставках, как, например, Китайская международная выставка оптоэлектроники «Чайна Интернешнл Оптоэлектроник ЭКСПО-2014», она пройдет 2–5 сентября 2014 года в Шэньчжэне.
Интерес представляет Международная промышленная выставка Вьетнама «ВИИФ-2014», проходящая 17–21 октября 2014 года в Ханое. Едем мы в ноябре и на Гаванскую ярмарку «ФИХАВ-2014» на Кубе. Всемирная универсальная выставка «ЭКСПО-2015» состоится в мае-октябре 2015 года в Милане. На этих площадках, как правило, проходят многочисленные переговоры, подписываются контракты и соглашения, обсуждается проблематика создания совместных производств, планируются визиты на российские и зарубежные предприятия.
Категории: