Юбилей первой турбины ТЭЦ ВАЗа
31 декабря 1969 года была введена в работу первая турбина ТЭЦ ВАЗа Самарского филиала ПАО «Т Плюс». И хотя днем рождения крупнейшей электростанции Поволжья считается 1972 год, когда было завершено строительство первой очереди мощностью 540 МВт, ввод первой турбины также остается одной из важнейших вех становления теплоэнергетики региона.
В 1967-м году в бескрайней волжской степи появился передвижной энергопоезд. Отопление строительной площадки велось сначала от паровозов, затем от котловагонов (миникотельных с химводоочисткой), которые находились в закрытых железнодорожных вагонах. И уже после — от водогрейных котлов, установленных на ТЭЦ.
В те годы главной стройкой страны стал Волжский автозавод. Для автомобилестроения нашей страны он представлял собой технический прорыв к новым технологиям. Строительство ТЭЦ велось по единому титулу с Волжским автозаводом, поэтому многие технические решения по поставкам продукции были взаимосвязаны. Масштаб впечатлял: сотни кранов, строительство бетонных магистралей в степи, до полутора тысяч строителей на площадке ТЭЦ ВАЗа.
«31 декабря 1969 года был холодный день, мороз -20 градусов. В цехе прохладно, на улице замерз трубопровод химочищенной воды и велся его непрерывный многочасовой прогрев, — вспоминает ветеран энергетики Геннадий Ещенко. — Длительное время находился в растопке по пусковой программе энергетический котел ст. № 1. В 16 часов наша смена заступила на вахту. В 17 часов получили команду на пуск. Толчок роторов турбоагрегата. Машинный зал наполнился гулом турбины. Этот гул звучит уже 50 лет».
ТЭЦ ВАЗа была и до настоящего времени остается одной из самых крупных теплоэлектроцентралей не только России, но и Европы. Установленная электрическая мощность станции составляет 1172 МВт, установленная тепловая мощность – 3343 Гкал/ч. На станции трудятся 478 человек. Крупнейшие потребители ТЭЦ ВАЗа — ОАО «АвтоВАЗ», промышленные предприятия и организации Автозаводского района города.