Комитет Госдумы по энергетике подверг критике законопроект «О защите конкуренции»
Изменения в закон о защите конкуренции на деле могут не улучшить, а ухудшить инвестиционный климат в стране. Поэтому законопроект нужно существенно дорабатывать в процессе подготовки ко второму чтению. Об этом председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный заявил на заседании комитета.
Комитет обсуждал правительственный законопроекта №848392-7«О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий». Комитет по энергетике выступает соисполнителем по этому законопроекту.
В соответствии с пояснительной запиской, законопроект направлен на выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий. Для достижения этой цели законопроект наделяет ФАС России рядом новых полномочий, а также расширяет действующие полномочия ее должностных лиц при проведении внеплановой выездной проверки. В качестве обоснования к расширению полномочий ФАС указывается общественная опасность антиконкурентных соглашений и многомиллионный ущерб, которые они наносят государству и добросовестным компаниям.
В заключении комитета по энергетике сформулированы существенные замечания к законопроекту. Прежде всего, такое расширение полномочий антимонопольной структуры серьезно ограничивает права и свободы граждан и юридических лиц. Эти полномочия не соотносятся с поставленными перед ФАС России целями и задачами. По сути, они дают ФАС право проводить оперативно-розыскные мероприятия, аналогичные проводимым в ходе административного и уголовного процесса. Наличие подобных возможностей уместно для органов государственной власти, решающих задачи обеспечениям общественного правопорядка и антитеррористической защищенности, но не антимонопольного органа.
Кроме того, действующими нормативными правовыми актами закреплен правомерный механизм по борьбе с антиконкурентными соглашениями и другими правонарушениями в сфере антимонопольного законодательства. ФАС России в этих рамках уже обладает достаточными полномочиями, позволяющими получить необходимую информацию, документы, объяснения и, в случае необходимости, проводить проверки с участием правоохранительных органов.
Законопроект также предполагает введение нового самостоятельного реестра юридических лиц — участников ограничивающих конкуренцию соглашений. Данное положение усложняет регулирование закупочных процедур, влечет дополнительные расходы на техническое обеспечение, а это не отражено в финансово-экономическом обосновании законопроекта.
При этом сегодня в законодательстве РФ отсутствуют точные критерии отнесения соглашения к картелю (ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия), что дает возможности широкого и неограниченного применения положений законопроекта, злоупотребления его положениями.
По мнению Павла Завального, предложенные инициативы противоречат поставленным Президентом РФ задачам по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, по снижению административной нагрузки на компании: «Они скорее ухудшат, чем улучшат конкуренцию, экономический и инвестиционный климат в стране».
Комитет отмечает значимость эффективной борьбы с антиконкурентными соглашениями для оздоровления экономики страны и считает, что проект ФЗ №848392-7 «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий» должен быть принят в первом чтении при условии существенной доработки по замечаниям комитета и бизнес-сообщества при его подготовке ко второму чтению.
Источник: eprussia.ru