Эксперты "Совета рынка" прокомментировали постановление Правительства, касающееся уточнения порядка
Принятое 16 августа 2014 года постановление Правительства Российской Федерации №820 «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, а также проведения конкурентного отбора мощности в 2014 году» вносит ряд изменений в порядок торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
В части проведения конкурентного отбора мощности (КОМ) эксперты в первую очередь отмечают перенос проведения долгосрочного отбора мощности на 4 года вперед. Так, до внесения изменений Правилами оптового рынка предусматривалось, что первый долгосрочный КОМ на 4 года вперед будет проведен в 2014 году. В соответствии с принятыми изменениями в 2014 году и в последующие годы КОМ будет проводиться только на один год вперед, а долгосрочный отбор будет проведен после соответствующего решения Правительства Российской Федерации.
Кроме того, в целях учета рисков наступления маловодного года значение планового коэффициента резервирования, используемое при проведении КОМ на 2015 и на 2016 год в ценовой зоне Сибири, где значительную долю генерации составляют гидроэлектростанции, увеличивается на 8,55%.
Также постановление предусматривает ограничение на участие в КОМ «старого» генерирующего оборудования с «плохими» параметрами в случае, если такое оборудование практически не участвует в выработке электроэнергии. Так, например, генерирующее оборудование тепловых электростанций, которое включает в себя турбину старше 55 лет, может участвовать в КОМ только в том случае, если коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) для него за предшествующий год был больше 8%.
Помимо этого, было принято решение о том, что в условиях проведения однолетних КОМ перед началом года, в котором продается мощность, цены, определенные по итогам такого отбора, не подлежат индексации.
Ряд изменений вносится и в принципы отнесения генерирующих объектов к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме. После 1 июля 2015 года к объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме, относятся только генерирующие объекты, необходимые для электроснабжения. Генерирующие объекты, которые нужны исключительно по причине участия в теплоснабжении, к «вынужденным» относиться не будут.
Кроме того, при определении готовности генерирующего оборудования, которая определяет объем поставляемой мощности, начинает учитываться длительность проводимых ремонтов. Если раньше поставщик мог заявить сколь угодно длинный ремонт и получить недоплату за мощность всего в 2%, то теперь при сверхдлинных ремонтах мощность поставщику перестает оплачиваться. При этом изменения учитывают, что раз в несколько лет генерирующему оборудованию требуется проведение длительных капитальных ремонтов.