Комиссия РСПП по ЖКХ провела заседание, посвященное стандартизированным ставкам платы за подключение
Комиссия РСПП по ЖКХ провела заседание, на котором обсуждалась законодательная инициатива о стандартизации ставок за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Законопроект на эту тему разрабатывает Минстрой РФ, поскольку речь идет об установлении стандартизированных тарифных ставок и размеров платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства. В разработке изменений в законодательстве, которые должны быть подготовлены к 1 августа текущего года, участвуют также Минэкономразвития, Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба РФ.
По словам руководителя департамента анализа и развития рынков Ассоциации «Совет производителей энергии» Станислава Шубина, основная претензия к законопроекту – отсутствие ясности в формировании стандартизированных ставок и, как следствие, – отсутствие понимания, какие будут последствия для отрасли. В качестве рисков введения стандартизированной платы Шубин называет перекрестное субсидирование и возможное появление бесхозяйных тепловых сетей. По мнению Шубина, законопроект вводит множество избыточных и обременительных требований и противоречит положениям действующего законодательства.
По словам начальника отдела энергоэффективности ТСО ООО «Газпром энергохолдинг» Светланы Сабуровой, единая стандартизированная ставка подразумевает привязку к расстоянию. В итоге может получиться так, что для застройщика подключение ближе к источнику будет выгодно, а подключение дальше от источника, хоть и выгодно для системы, будет значительно дороже.
Выступивший с докладом вице-президент по тепловому бизнесу ПАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров отметил, что изначальная цель законопроекта была упростить процедуру подключения к сетям организаций, не являющихся профессиональными участниками рынка ресурсоснабжения, и, соответственно, не имеющих ни соответствующих схем ресурсоснабжения, ни инвестиционных программ и тарифов на подключение. А в итоге законопроект распространяет свое действие не локально, в тех случаях, когда требовались решения, а на всех участников рынка. В том числе те регионы, где имеются утвержденные схемы ресурсоснабжения, содержащие все необходимые мероприятия по подключению и необходимый расчет тарифных последствий.
Парвиз Абдушукуров также обратил внимание, что любая централизованная система должна быть выгодной для всех ее участников. Это означает, что любые принципы и нововведения, которые повышают непрозрачность системы и не позволяют потребителю четко оцифровать преимущества нахождения в системе приводят к выталкиванию потребителей из системы. Особенно это касается ситуации, когда потребитель фактически должен заплатить за участие в системе дважды – изначально при собственном подключении, а затем, вследствие применения стандартизированных ставок, – за подключение новых потребителей. Это приведет к выходу участников и разрушению системы ресурсоснабжения в целом.
Членами комиссии отмечено, что при внесении в Государственную Думу законопроект обязательно должен содержать оценку социальных и экономических последствий.
Генеральный директор Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин отметил, что несмотря на то, что изначальная цель законопроекта о стандартизированных ставках заключалась в сокращении сроков подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, представленный на рассмотрение вариант не решает проблем ни застройщиков, ни ресурсоснабжающих организаций.
Членами комиссии также отмечено, что главная причина затянутости сроков подключения – это избыточная забюрократизированность согласительных процедур. В процессе подключения к системе теплоснабжения наиболее длительный этап приходится на действия, предусмотренные земельным и градостроительным законодательством, а также законодательством о закупках. Различного рода бюрократические процедуры получения разрешений и согласований занимают не менее 14 месяцев, то есть с учетом предельного срока подключения 18 месяцев на выполнение самих технических мероприятий по подключению остается в лучшем случае 4 месяца.
Комиссией принято решение о подготовке экспертного заключения в отношении законопроекта о стандартизированных ставках и направления его в Правительство Российской федерации.
По словам руководителя департамента анализа и развития рынков Ассоциации «Совет производителей энергии» Станислава Шубина, основная претензия к законопроекту – отсутствие ясности в формировании стандартизированных ставок и, как следствие, – отсутствие понимания, какие будут последствия для отрасли. В качестве рисков введения стандартизированной платы Шубин называет перекрестное субсидирование и возможное появление бесхозяйных тепловых сетей. По мнению Шубина, законопроект вводит множество избыточных и обременительных требований и противоречит положениям действующего законодательства.
По словам начальника отдела энергоэффективности ТСО ООО «Газпром энергохолдинг» Светланы Сабуровой, единая стандартизированная ставка подразумевает привязку к расстоянию. В итоге может получиться так, что для застройщика подключение ближе к источнику будет выгодно, а подключение дальше от источника, хоть и выгодно для системы, будет значительно дороже.
Выступивший с докладом вице-президент по тепловому бизнесу ПАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров отметил, что изначальная цель законопроекта была упростить процедуру подключения к сетям организаций, не являющихся профессиональными участниками рынка ресурсоснабжения, и, соответственно, не имеющих ни соответствующих схем ресурсоснабжения, ни инвестиционных программ и тарифов на подключение. А в итоге законопроект распространяет свое действие не локально, в тех случаях, когда требовались решения, а на всех участников рынка. В том числе те регионы, где имеются утвержденные схемы ресурсоснабжения, содержащие все необходимые мероприятия по подключению и необходимый расчет тарифных последствий.
Парвиз Абдушукуров также обратил внимание, что любая централизованная система должна быть выгодной для всех ее участников. Это означает, что любые принципы и нововведения, которые повышают непрозрачность системы и не позволяют потребителю четко оцифровать преимущества нахождения в системе приводят к выталкиванию потребителей из системы. Особенно это касается ситуации, когда потребитель фактически должен заплатить за участие в системе дважды – изначально при собственном подключении, а затем, вследствие применения стандартизированных ставок, – за подключение новых потребителей. Это приведет к выходу участников и разрушению системы ресурсоснабжения в целом.
Членами комиссии отмечено, что при внесении в Государственную Думу законопроект обязательно должен содержать оценку социальных и экономических последствий.
Генеральный директор Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин отметил, что несмотря на то, что изначальная цель законопроекта о стандартизированных ставках заключалась в сокращении сроков подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, представленный на рассмотрение вариант не решает проблем ни застройщиков, ни ресурсоснабжающих организаций.
Членами комиссии также отмечено, что главная причина затянутости сроков подключения – это избыточная забюрократизированность согласительных процедур. В процессе подключения к системе теплоснабжения наиболее длительный этап приходится на действия, предусмотренные земельным и градостроительным законодательством, а также законодательством о закупках. Различного рода бюрократические процедуры получения разрешений и согласований занимают не менее 14 месяцев, то есть с учетом предельного срока подключения 18 месяцев на выполнение самих технических мероприятий по подключению остается в лучшем случае 4 месяца.
Комиссией принято решение о подготовке экспертного заключения в отношении законопроекта о стандартизированных ставках и направления его в Правительство Российской федерации.
Категории: