Пермские модульные электростанции будут продвигать в Крым
В Перми с 9 по 11 сентября проходит 61-я научно-техническая сессия по проблемам газовых турбин и парогазовых установок, посвященная 75-летию предприятия «Авиадвигатель» и 65-летию Комиссии по газовым турбинам Российской академии наук.
Традиционная научная сессия в этом году проходит в Перми на базе ОАО «Авиадвигатель». В ней принимают участие ведущие ученые РАН и отраслевых научно-исследовательских институтов и центров, специалисты авиационного и промышленного газотурбинного двигателестроения, представители компаний топливно-энергетического комплекса. Цель встречи: обсудить научные и практические вопросы использования достижений авиационного двигателестроения в создании и эксплуатации промышленных газотурбинных установок. По словам руководителя ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева, подобные встречи – отличные коммуникативные площадки.
— Мы обмениваемся опытом, информацией. Для нас очень важно, что специалисты побывают в наших новых лабораториях, в серьезном модернизированном производственном комплексе. Это возможность обменяться опытом с нашими коллегами и молодыми конструкторами, — комментирует Александр Иноземцев.
А поделиться есть чем. В этом году предприятие «Авиадвигатель» отмечает сразу два юбилея: 75 лет конструкторскому бюро и 20 лет со дня создания первой газотурбинной установки для транспортировки газа. Продукция, разработанная пермским КБ, пользуется спросом у нефтяников, газовиков и энергетиков: это более 760 газовых турбин, суммарная наработка которых превысила 16 миллионов часов.
— Те доклады, которые здесь представляют специалисты «Авиадвигателя», демонстрируют совершенно современный подход. Что очень важно: цели, которые они перед собой ставят – это общенациональные экономические цели, — делится впечатлениями президент ОАО «Всероссийский теплотехнический институт» Гурген Ольховский.
За последние 20 лет в «Авиадвигателе» разработаны и освоены в серийном производстве два семейства газотурбинных установок для газоперекачивающих агрегатов и электростанций: 2.5, 4, 6 МВт и 10, 12, 16, 25 МВт. Конструкторское бюро, помимо разработки, обеспечивает поставку, испытание, шефмонтаж, пусконаладочные работы газотурбинных электростанций в блочно-контейнерном исполнении, обучение персонала заказчика, строительство объектов «под ключ». «Авиадвигатель» успешно реализует фирменное ремонтно-техническое обслуживание своего оборудования, гарантируя его надежную работу в течение всего жизненного цикла.
— Одна из последних наших разработок – это энергетическая установка мощностью 16 МВт, созданная по безредукторной схеме, со свободной четырехступенчатой силовой турбиной, вращающейся с частотой 3000 об/мин, — рассказывает Александр Иноземцев. -Безредукторная конструкция более надежна, обеспечивает более высокий КПД, простоту в обслуживании и уменьшение эксплуатационных затрат. Две такие машины работают в Перми и Башкирии. И еще одна разработка – турбина мощностью 25 МВт, которая успешно эксплуатируется в составе уфимской ТЭЦ-1. Сейчас на территории компании «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» мы монтируем восемь агрегатов мощностью 25 МВт. Суммарная мощность ГТЭС, которая будет работать на попутном газе, составит 200 МВт.
В планах у конструкторов «Авиадвигателя» подобные модульные электростанции активно продвигать в Крым. Главные достоинства таких ГТЭС: быстрое изготовление и монтаж, от принятия решения до ввода в эксплуатацию понадобится 1,5-2 года. К слову, Ватьеганскую ГТЭС-72 пермяки ввели в строй всего за 9 месяцев.
На сессии собравшиеся также обсудили один из ключевых вопросов современного газотурбостроения, связанный с экологической безопасностью.
— Это прежде всего сокращение выбросов вредных веществ. Мы ведем огромную работу на данную тему с ведущими отраслевыми институтами страны: уменьшение вредного воздействия на окружающую среду газовых турбин, их соответствие международным экологическим стандартам, — отметил Александр Иноземцев.
Используя ГТЭС серии «Урал», предприятия ТЭК могут существенно сократить вредные выбросы. Эти электростанции работают на попутном нефтяном газе, что дает возможность не сжигать его бесполезно в факельных установках, а использовать в качестве топлива, попутно экономя свои средства. За создание ГТЭС серии «Урал» распоряжением Правительства РФ в феврале этого года авторскому коллективу конструкторов во главе с руководителем ОАО «Авиадвигатель» Александром Иноземцевым присуждена премия Правительства РФ 2013 года в области науки и техники и звание «Лауреат премии РФ в области науки и техники».
Уникальным опытом эксперты в области промышленного газотурбостроения делятся с молодежью. В рамках научной сессии состоится конкурс на лучшую научную или конструкторскую работу молодых специалистов. Его итоги подводят в заключительный день.