Атомный ледокол «Урал», оснащенный РУ «РИТМ-200», спущен на воду в Санкт-Петербурге
25 мая 2019 года в Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду второго серийного атомного ледокола «Урал» проекта 22220.
В торжественной церемонии приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисов, Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.В. Гуцан, временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» А.Е. Лихачёв, Президент АО «Объединённая судостроительная корпорация» А.Л. Рахманов, руководство Балтийского завода, ФГУП «Атомфлот», представители Коллегии ВПК, ВМФ РФ и другие.
«Урал» был заложен на Балтийском заводе 25 июля 2016 года и стал вторым серийным универсальным атомным ледоколом проекта 22220. Он был спущен на воду с уже смонтированными реакторными установками «РИТМ-200» на борту и практически полностью оснащённый системой электродвижения. Реакторные установки разработаны и произведены Машиностроительным дивизионом «Росатома» — АО «Атомэнергомаш».
На ледоколе, как и на предыдущих кораблях проекта 22220 «Арктика» и «Сибирь», будут установлены турбины низкого давления (ТНД-17) и конденсаторы производства Уральского турбинного завода (холдинг РОТЕК).
Изготовленное на УТЗ оборудование будет работать в составе атомной турбо-электрической установки. С помощью новых инженерных решений и сплавов, компьютерного моделирования и высокоточных расчётов Уральский турбинный завод создал высокоэффективную машину, которая отвечает всем требованиям ледоколов нового поколения — ТНД-17. Турбина выдерживает перегрузки до 6g, работает без вибраций на любых режимах и обладает высокой манёвренностью. За час машина способна набрать максимальную мощность и сбросить её до нуля более чем 60 раз. При этом межремонтный период агрегата достигает 20 лет, что в четыре раза больше, чем у аналогов, применяемых в традиционной энергетике.
По традиции спуска судов на воду «крёстной матерью» ледокола «Урал» стала Председатель Центрального банка РФ Э.С. Набиуллина. «Крёстными матерями» предыдущих ледоколов серии становились председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко и Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голикова.
По окончании торжественной церемонии спуска генеральный директор Госкорпорации «Росатом» А.Е. Лихачёв заявил, что ожидается продолжение строительства данной серии атомных ледоколов: «Урал» – третий по счёту ледокол серии 22220. Сегодня я бы хотел сообщить, что договор на строительство ещё двух ледоколов проекта 22220 будет заключен до конца августа этого года. Сейчас началась подготовка открытого конкурса на строительство новых ледоколов. Впервые договор на строительство атомных ледоколов будет заключен по схеме смешанного финансирования.
Общая стоимость двух ледоколов составит около 100 млрд рублей. Из федерального бюджета будет выделено 45 млрд руб., остальное – собственные средства Госкорпорации «Росатом» и средства коммерческих банков».
Для справки:
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 предназначены для:
— самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики;
— ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы;
— буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде;
— оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.
Двухосадочная конструкция судов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Они призваны сыграть важную роль в проекте по осуществлению круглогодичной навигации на Северном морском пути. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,9 метра.
Основные характеристики атомного ледокола «Урал» проекта 22220:
Длина — 173,3 метра,
Ширина — 34 метра.
Ледопроходимость — 2,9 метра.
Высота — 52 метра.
Минимальная рабочая осадка — 8,55 метра.
Водоизмещение — 33,54 тыс. тонн.
Назначенный срок службы — 40 лет;
Срок сдачи – 2022 год;
Экипаж — 53 человека.