Инвестиции в солнечную энергетику намного превышают вложения в угольную, газовую и атомную генерацию вместе взятые — МЭА

Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало доклад World Energy Investment 2022 об инвестициях в мировой энергетический сектор в 2021 году, содержащий прогноз на 2022 год.

Согласно МЭА, глобальные инвестиции в энергетику увеличатся на 8% в 2022 году и достигнут 2,4 трлн долларов США, причем ожидаемый рост произойдет в основном за счет экологически чистой энергетики. «Инвестиции в чистую энергетику, наконец, начинают расти и, как ожидается, превысят 1,4 трлн долларов США в 2022 году, что составляет почти три четверти роста общих инвестиций в энергетический сектор».

Изображение

Несмотря на рост, инвестиций всё еще далеко недостаточно, чтобы справиться с многочисленными аспектами сегодняшнего энергетического кризиса и проложить путь к более чистому и безопасному энергетическому будущему, считает Агентство.

Быстрее всего растут инвестиции в ВИЭ, электросетевое хозяйство и энергоэффективность. Однако рост расходов на чистую энергию распределяется неравномерно — их большая часть приходится на страны с развитой экономикой и Китай. На некоторых рынках опасения по поводу энергетической безопасности и высокие цены побуждают к увеличению инвестиций в поставки ископаемого топлива, особенно угля.

«Мы не можем позволить себе игнорировать ни сегодняшний глобальный энергетический кризис, ни климатический кризис, но хорошая новость заключается в том, что нам не нужно выбирать между ними — мы можем решать и то, и другое одновременно», — говорит исполнительный директор МЭА Фатих Бироль. «Огромный всплеск инвестиций для ускорения перехода на экологически чистую энергию — единственное долгосрочное решение. Этот вид инвестиций растет, но нам нужно гораздо более быстрое увеличение, чтобы ослабить давление на потребителей из-за высоких цен на ископаемое топливо, сделать наши энергетические системы более безопасными и направить мир на путь достижения наших целей в области климата».

Инвестиции в чистую энергию росли всего на 2% в год в течение пяти лет после подписания Парижского соглашения в 2015 году. Но с 2020 года темпы роста значительно ускорились — до 12%. Расходы подкреплялись фискальной поддержкой со стороны правительств, а также ростом устойчивого финансирования, особенно в странах с развитой экономикой. В настоящее время на возобновляемые источники энергии, сети и системы хранения энергии приходится более 80% общих инвестиций в энергетический сектор. Расходы на фотоэлектрические солнечные установки, аккумуляторы и электромобили в настоящее время растут темпами, соответствующими целям достижения нулевого баланса выбросов в глобальном масштабе к 2050 году. На солнечную фотоэлектрическую энергетику приходится почти половина новых инвестиций в возобновляемые источники энергии, при этом вложения делятся поровну между крупномасштабными проектами и распределенными солнечными фотоэлектрическими системами.

На следующем графике мы видим, что инвестиции только в солнечную фотоэлектрическую энергетику намного превышают вложения в угольную, газовую и атомную генерацию вместе взятые.

Изображение

В то же время инфляционные процессы приводят к росту затрат на материалы, компоненты и оборудование, рабочую силу. Поэтому почти половина общего увеличения инвестиций является отражением более высоких затрат. Эти проблемы мешают некоторым энергетическим компаниям быстрее окупать свои расходы.

Начавшись с низкой базы, наблюдается быстрый рост инвестиций в некоторые новые технологии, в частности, аккумуляторы, «низкоуглеродный» водород, а также в утилизацию и хранение углерода. Ожидается, что инвестиции в аккумуляторные накопители энергии увеличатся более чем вдвое и достигнут почти 20 миллиардов долларов в 2022 году.

Однако, несмотря на некоторые положительные моменты, инвестиции в чистую энергетику в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах (за исключением Китая и ещё некоторых государств) остаются на уровне 2015 года, они не увеличились с момента заключения Парижского соглашения.

Изображение

Необходимо сделать гораздо больше, в том числе со стороны международных институтов развития, для увеличения инвестиций и преодоления растущих региональных различий в темпах инвестиций в энергетический переход, считает МЭА.

Еще одним тревожным сигналом является 10-процентный рост инвестиций в уголь в 2021 году, в основном за счет развивающихся экономик Азии. В цепочку поставок угольной энергетики во всём мире было инвестировано примерно 105 млрд долларов. Агентство предполагает, что в 2022 году вероятно продолжение роста с сопоставимыми темпами. Хотя Китай обязался прекратить строительство угольных электростанций за рубежом, значительный объем новых угольных мощностей строится в самом Китае.

Хотя инвестиции в нефть и газ выросли на 10% по сравнению с прошлым годом, они остаются значительно ниже уровня 2019 года, подсчитали авторы. Могут потребоваться новые вложения в добычу природного газа и новая инфраструктура СПГ в связи с нынешней международной напряженностью.

В целом, сегодняшние инвестиции в нефть и газ находятся между двумя представлениями о будущем: 1) они слишком высоки для пути ограничения глобального потепления 1,5 °C, но 2) недостаточны для удовлетворения растущего спроса в сценарии, в котором правительства придерживаются сегодняшних политических установок и не выполняют свои климатические обязательства.

Нынешние высокие цены на ископаемое топливо причиняют боль многим экономикам, но также приносят беспрецедентную непредвиденную прибыль производителям нефти и газа. Ожидается, что мировой доход нефтегазового сектора вырастет до 4 триллионов долларов в 2022 году, что более чем вдвое превышает средний показатель за пять лет, причем основная часть этого дохода будет приходиться на крупные государства-экспортеры нефти и газа.

Эти непредвиденные доходы предоставляют производителям нефти и газа уникальную возможность профинансировать столь необходимую трансформацию своей экономики, а крупным нефтегазовым компаниям — сделать больше для диверсификации своих расходов. Доля расходов нефтяных и газовых компаний на чистую энергию растет медленно, причем этот прогресс обеспечивается главным образом крупными европейскими компаниями и горсткой других компаний. В целом на инвестиции в чистую энергетику приходится около 5% капитальных затрат нефтегазовых компаний во всем мире по сравнению с 1% в 2019 году.

Для экологически чистых энергетических технологий требуется множество важнейших полезных ископаемых, и впервые отчет об инвестициях в мировую энергетику включает подробный обзор инвестиционных тенденций в их добычу и переработку.

Рост цен на эти важнейшие минералы с начала 2021 года — особенно на литий, а также на кобальт, никель, медь и алюминий — был выше, чем когда-либо в 2010-х годах, из-за сочетания таких факторов как растущий спрос, сложности в цепочках поставок и опасения по поводу будущего дефицита.

Этот всплеск цен стал основным фактором, позволившим, по крайней мере временно, изменить траекторию снижения затрат на некоторые зелёные энергетические технологии. Доля стоимости катодных материалов (включая литий, никель, кобальт и марганец) в стоимости батареи электромобиля выросла с 5% в середине 2010-х годов до более чем 20% сегодня, в то время как около 300 новых гигафабрик находятся на стадии планирования или строительства.

Напряженность на рынке усугубляется вопросами поставок из России. Российская Федерация является ведущим в мире производителем палладия (43%), используемого для каталитических нейтрализаторов автомобилей. Это крупнейший производитель аккумуляторного никеля первого класса, на долю которого приходится 20% добываемых в мире запасов. Россия является вторым в мире производителем алюминия (6%), а также вторым и четвертым по величине производителем кобальта и графита соответственно.

В отличие от ископаемых видов топлива, повышенные цены на критически важные минералы сопровождаются ожиданиями быстрого роста спроса, и это помогает подкреплять масштабные инвестиционные планы. Совокупная операционная прибыль 18 крупных горнодобывающих компаний, активно занимающихся разработкой полезных ископаемых, увеличилась более чем вдвое в 2021 году. Компании, ориентированные на литий, увеличили свои инвестиции на 50% до рекордно высокого уровня. Ожидается, что в 2022 году рост инвестиций останется высоким.

Расходы на геологоразведку в 2021 году выросли на 30%, причем основная часть роста приходится на США, Канаду и Латинскую Америку. Это увеличение должно помочь диверсифицировать будущие источники поставок, хотя требуется время, чтобы расходы на геологоразведку трансформировались в рост производства.

Многие правительства поощряют инвестиционную деятельность с целью обеспечения надежных поставок полезных ископаемых для своих внутренних цепочек создания стоимости в чистой энергетике, а также поддерживают инновации и переработку. Больше государственных средств направляется на критически важные полезные ископаемые в рамках исследований и разработок в области энергетики. В секторе электрического транспорта деньги венчурного капитала все больше направляются на разработку аккумуляторов для электромобилей и технологии их переработки, которые направлены на решение критических проблем с полезными ископаемыми.

Есть также признаки, что пул инвесторов в этом секторе расширяется, поскольку производители автомобилей и аккумуляторов (включая Volkswagen, Tesla, CATL и LG Energy Solution) принимают непосредственное участие в добыче и переработке критически важных полезных ископаемых, чтобы защитить свои производственные планы.

https://renen.ru

Регион:
806
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить Товар или Услугу

Добавить объявление с товаром или услугой могут зарегистрированные на сайте посетители, представители организации по ссылке :https://in-power.ru/products/add .

Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.