Эксперты и представители ТЭК обсудили специфику проектирования и экспертизы объектов комплекса
В Тюмени прошло региональное совещание Главгосэкспертизы России, посвященное актуальным вопросам проектирования объектов топливно-энергетического комплекса. Предметом обсуждения стали вопросы промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности и эффективности технических решений, а также планирование и управление сроками проведения государственной экспертизы и выработка механизма эффективного взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса в ходе проектирования и экспертизы.
Участие в совещании приняли представители как государственных органов — Росприроднадзора, Роспотребнадзора и Ростехнадзора, региональных организаций государственной экспертизы, научных, проектных и изыскательских организаций, так и предприятий нефтяной и газовой промышленности топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Томской, Тюменской и Новосибирской областей, а также Пермского края, в том числе ПАО «Газпром нефть», ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Лукойл Западная Сибирь», ООО «НОВАТЭК НТЦ» и многих других.
Строительство новой энергетической инфраструктуры позволит обеспечить социально-экономическое развитие центров добычи и подготовки ресурсов, образование новых химических и нефтехимических кластеров, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов страны и сформировать новые территориально-производственные кластеры на базе развития энергообеспечивающего и перерабатывающего производства. Промышленная безопасность особенно значима для топливно-энергетического комплекса, поэтому одна из ключевых задач государственной экспертизы — проверка соответствия проектной документации установленным требованиям надежности и безопасности. На объекты ТЭК приходится значительная часть заключений Главгосэкспертизы России — в 2018 году этот показатель составил 26,9% от общего объема.
«Поступающие на рассмотрение экспертов проекты зачастую настолько индивидуальны, сложны и масштабны, что успех их реализации зависит не только от действий заказчика, проектировщика и эксперта — каждого по отдельности, но и от того, насколько эффективно организовано взаимодействие между ними на всех этапах. При этом далеко не всегда в штате заказчика строительства есть специалисты, детально разбирающиеся в процессе проектирования. В этих условиях настройка такого профессионального диалога становится особенно важна», — подчеркнул начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.
В настоящее время в Главгосэкспертизе России уже функционируют информационные системы АИС «Главгосэкспертиза» и система учета предварительных заявок, созданы служба сопровождения проектов и круглосуточно работающий Контактный центр, ведется консультирование. Все эти меры создают условия для повышения качества планирования и проектирования, координации разработки и направления на экспертизу проектной документации регионами и заказчиками.
Со своей стороны, заказчик и проектировщик могут работать над повышением компетенций главных инженеров проекта и менеджеров, курирующих проект, усиливая их ответственность и вовлеченность как на стадии инвестиционного планирования, так и на этапе прохождения экспертизы.
Заместитель начальника Главгосэкспертизы России Светлана Балашова посвятила свое выступление теме трансформации процесса прохождения государственной экспертизы в связи с последними изменениями законодательства по охране окружающей среды и объектов культурного наследия, организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий. «Отдельный вопрос – реализация федерального проекта комплексной системы обращения с отходами, в том числе от промпроизводства, до 2024 года. Необходимо осваивать новые технологии, полигонов для закапывания уже не хватает, и, несмотря на общественный резонанс, одним из эффективных решений является строительство комплексов по промышленной переработке, — заметила Светлана Балашова. — Такие объекты должны проектироваться на высочайшем уровне, без малейших послаблений, с учетом требований охраны окружающей среды, и по возможности содержать решения по обезвреживанию отходов, вырабатываемых при сжигании. И, прежде всего, эта работа должна учитывать и защищать интересы людей».
Эксперты Главгосэкспертизы России обратили внимание участников и на факторы, влияющие на сроки реализации инвестиционных проектов. «Нередко к получению отрицательного заключения приводит несвоевременное устранение замечаний экспертов, недостаточный уровень участия застройщиков, технических заказчиков и проектных организаций в работе по сопровождению экспертизы», — сказала начальник Омского филиала Главгосэкспертизы России Ирина Таран.
Начальник Управления объектов энергетического комплекса и производственного назначения Главгосэкспертизы Алексей Серебряков представил подходы к управлению данными с использованием технологий информационного моделирования для строительства объектов нефтегазового комплекса. «Объем информации, просматриваемый в составе проектов, особенно топливно-энергетического комплекса, огромен, внедрение информационно-цифровой модели позволяет более качественно систематизировать и анализировать данные. Кроме того, развитие информационных систем существенно повлияет на повышение качества архитектурно-строительного проектирования и сокращение срока строительства, — заявил эксперт. – При этом, несмотря на то, что еще необходимо провести большую работу по подготовке регулирования и внедрению информационных моделей, эксперты Главгосэкспертизы совместно с заявителями в пилотном режиме уже проводят отработку применения информационного моделирования при проведении государственной экспертизы».
Проведение подобных совещаний, организованных в формате «очных встреч», особенно на местах в регионах, по мнению представителей топливно-энергетического комплекса, позволяет совместно искать пути повышения качества проектирования, оптимизации процедур прохождения экспертизы и достижения рентабельности объектов. В своих докладах они поделились опытом подготовки и согласования проектной документации, управлением сроками проектирования и прохождения экспертизы.
Также участники совещания обсудили в интерактивном режиме практические вопросы, возникающие при проектировании объектов ТЭКа и их экспертизе. По итогам обсуждения участники совещания подготовили резолюцию, содержащую конкретные предложения по совершенствованию процедур проектирования и экспертизы. Кроме того, в резолюции закреплено решение об усилении роли застройщика и технического заказчика в процессе проектирования и экспертизы и необходимости проведения совместной с Минстроем России оптимизации процедур повторного прохождения экспертизы, в том числе в части определения сроков давности проектной документации.