Комитет ГД по энергетике поддержал отмену запрета на прямоточные системы водоснабжения ТЭС и АЭС
Комитет Государственной Думы по энергетике поддержал проект федерального закона № 486735-8 «О внесении изменений в часть 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», отменяющий запрет на проектирование прямоточных систем водоснабжения (ПСТВ) для ТЭС и АЭС, заново внесённый его авторами после доработки.
Как пояснил первый зампред Комитета Павел Завальный, являющийся также одним из авторов законопроекта, запрет на проектирование ПСТВ был введён в 2006 году в связи с серьёзным загрязнением Братского и Усть-Илимского водохранилищ промышленными предприятиями. Однако цели и способы использования ПСТВ на объектах энергетики и перерабатывающих заводах существенно различаются. Сегодня в России прямоточными системами оборудовано около 40% мощностей энергетической системы России, в том числе 84 ТЭС, Ленинградская и Кольская АЭС, а также судовые атомные энергоустановки ледоколов и плавучей атомной станции «Академик Ломоносов». Эксплуатация всех этих объектов генерации осуществляется в соответствии с требованиями охраны окружающей среды. Результаты многолетних наблюдений экологов за работой Кольской и Ленинградской АЭС свидетельствуют, что эксплуатация ПСТВ не приводит к загрязнению используемых водоёмов, изменению химического состава воды, не вредит популяции рыбы и других водных ресурсов. Завальный отмечает, что включение объектов генерации с ПСТВ в группу экологического риска было необоснованным, при этом их запрет ведёт к значительному увеличению затрат ресурсоснабжающих организаций, которые через тариф перекладываются на потребителей.
Председатель Комитета ГД по энергетике Николай Шульгинов отметил, что возврат возможности проектирования ПСТВ на объектах тепловой и атомной генерации позволит выбирать наиболее приемлемый вариант схемы водоснабжения для каждого конкретного проекта с учётом технических, экологических и экономических факторов. Это особенно важно в контексте утверждённой Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, которая включает значительный объём строительства новой генерации для покрытия энергодефицитных регионов, и основными объектами планируются именно ТЭС и АЭС.
По итогам рассмотрения комитет вынес положительное заключение и рекомендовал законопроект к принятию во втором чтении с учётом некоторых технических замечаний.