Комитет ГосДумы по энергетике рекомендует ужесточить ответственность за самовольное подключение к тр
Положительное заключение на законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», внесенный группой депутатов во главе с М. Старшиновым, Н. Петруниным и разработанный при активном учас тие Российского газового общества, принято на заседании 20 марта 2018 г. Предлагается новая редакция статьи Уголовного кодекса РФ «Самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, либо приведение иным способом в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов». По сравнению с ныне действующей статьей предлагаемая проектом норма предусматривает уголовную ответственность не только за указанные действия, но и за факт самовольного подключения, если оно совершено лицом, ранее уже понесшим административную ответственность за подобное правонарушение. В последние годы проблема приобрела действительно критическую актуальность. Количество самовольных подключений к нефте, газо и нефтепродуктопроводам растет стремительно, особенно на территории Северного Кавказа. Это означает не только экономическую опасность — нефть, газ, нефтепродукты воруются, но прямую опасность здоровью граждан, инфраструктуре, окружающей среде, поскольку врезки производятся без соблюдения каких-бы то ни было требований безопасности.
Как говорится в пояснительной записке, «отсутствие уголовной ответственности закона за сам факт самовольного подключения позволяет правоохранительным органам даже при гибели людей не возбуждать уголовные дела, не выявлять условия, способствующие совершению данных преступлений, что является одной из основных причин роста подобных деяний». Острота ситуации подтолкнула крупнейшие нефтегазовые компании, входящие в Российское газовое общество, объединиться на его площадке для разработки законопроекта. По мнению президента РГО, председателя комитета ГосДумы по энергетике П. Завального, использованный алгоритм работы дал качественный результат: «Проработка законопроекта не только компаниями, но предварительное согласование его и с профильными органами исполнительной власти, Верховным Судом, Экспертно-консультативным советом фракции Единая Россия в Госдуме позволила сделать возможным внесение законопроекта в Думу, получить положительное заключение Правительства РФ, и начать работу с ним в рамках полноценной парламентской процедуры». При этом Комитет по энергетике, как соисполнитель, имеет к законопроекту ряд замечаний. В частности, предложенные нормы решают лишь часть проблем, порождаемых незаконными врезками. По мнению комитета, к решению необходимо подходить комплексно: повысить меру ответственности (как предлагается в законопроекте), дополнив нормой возмещения затрат собственнику трубопровода на ликвидацию врезки и ее последствий виновной стороной; разработать законодательные нормы, ограничивающие оборот незаконно полученных углеводородов и так далее. Свои замечания к законопроекту есть и у ответственного комитета — по государственному строительству и законодательству, и у Верховного Суда. Однако, по заключению комитета по энергетике, они могут быть устранены в ходе подготовки документа ко 2 му чтению.
Категории: