Правительство утвердило новые стабилизирующие меры на топливном рынке
Правительством Российской Федерации утверждены поправки в правила торговли на биржевых торгах моторным топливом – бензинами и дизельным топливом 5 экологического класса.
В частности, вводятся понятия регулярности и равномерности биржевых торгов, которые закрепляют за поставщиками топлива налоговую ответственность за необходимость поставки бензина и дизеля в каждый торговый день на условиях и в объёмах не менее ранее запланированных и поданных компанией на биржу в преддверии очередного торгового месяца.
Такая мера должна помочь независимым трейдерам и частным сетям АЗС, закупающим топливо на бирже, в рациональном планировании покупок топливного ресурса для своих сетей АЗС, и минимизирует риск возникновения ситуаций с резким и необоснованным повышением розничных цен на независимых сетях АЗС. Наибольший стабилизирующий эффект указанная мера окажет для регионов, расположенных вдали от центров производства нефтепродуктов и характеризующихся развитой сетью частных АЗС.
Также вводимые изменения должны защитить участников рынка от резких скачков биржевых цен на топливо в случаях, когда они могли быть вызваны резким изменением объёма предложения топлива на бирже на отдельных базисах. Кроме того, дополнительный объём поставок топлива на биржу будет обеспечен благодаря появляющейся у некоторых НПЗ возможности продавать топливо на условии самовывоза автомобильным транспортом непосредственно с НПЗ. Это в первую очередь актуально для покупателей в Северо-Западном федеральном округе, что объясняется относительно небольшим радиусом поставки топлива на местном рынке.
Стоит подчеркнуть, что утвержденный Правительством документ не влияет на ранее принятые изменения в совместный приказ Минэнерго России и ФАС России о повышении нормативов продаж топлива на бирже компаниями, занимающими доминирующее положение, а распространяет такие же требования для всех участников рынка, не только занимающих доминирующее положение на рынке. В начале года были утверждены обязательные минимальные нормативы поставок топлив для компаний-доминантов: для бензинов это 11% от уровня производства, для дизеля – 7,5%.