Двигатель с МЭКС успешно прошел приемочные испытания
На компрессорной станции КС-19 «Чайковская» ООО «Газпром трансгаз Чайковский» завершены приемочные испытания двигателя ПС-90ГП-2М с малоэмиссионной камерой сгорания (МЭКС) разработки и производства предприятий НПК «Пермские моторы»: АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «ОДК-ПМ» (входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха).
Целью испытаний стала проверка соответствия параметров двигателя с МЭКС требованиям технических условий.
Приемочную комиссию возглавил заместитель начальника отдела Департамента 308 ПАО «Газпром» А. Дубоносов. В работе комиссии приняли участие заместитель генерального директора по эксплуатации КС ООО «Газпром трансгаз Чайковский» А. Кочарян, заместитель генерального конструктора-главный конструктор приводных ГТУ для ГПА и объектов их применения АО «ОДК-Авиадвигатель» М. Снитко, представители ООО «Газпром ВНИИГАЗ», АО «ОДК», специалисты пермского конструкторского бюро.
Результаты приемочных испытаний подтвердили следующее:
теплотехнические характеристики: мощность, эффективность КПД, температура газа перед турбиной, номинальная частота вращения ротора двигателя ПС-90ГП-2М с МЭКС – соответствуют требованиям ТУ;
экологические характеристики на режимах 70-100% от номинальной мощности: приведенная концентрация оксидов азота (NOx) и оксида углерода (CO) – соответствуют требованиям ТУ (NOx ≤ 50 мг/м3, СО ≤ 100 мг/м3).
Результаты испытаний подтверждены заключением ООО «Газпром ВНИИГАЗ».
Итогом работы стало подписание акта завершения приемочных испытаний, в котором приемочная комиссия рекомендовала присвоить конструкторской документации на двигатель ПС-90ГП-2М с МЭКС литеру «О1» и внедрить в промышленную эксплуатацию ГТУ-16ПМ с МЭКС в составе агрегатов для привода нагнетателей и турбогенераторов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Специалисты предприятий НПК «Пермские моторы» создали первую в России газотурбинную установку с МЭКС мощностью 16 МВт, работающую на природном газе.
В МЭКС применен принцип сухого подавления эмиссии оксидов азота в камере сгорания, оптимизировано фронтовое устройство камеры сгорания для лучшей подготовки топливно-воздушной смеси, предотвращения проскока пламени в зону смешения фронтового устройства, а также обеспечения теплового состояния элементов камеры сгорания, применена многоколлекторная схема подачи топлива в камеру сгорания, а также аддитивные технологии, высокожаропрочные порошки, внутристеночное охлаждение деталей. Некоторые из представленных решений пока не использовались ни в авиационном, ни в промышленном двигателестроении России.
Применение оборудования с МЭКС значительно улучшает экологические показатели бизнеса заказчиков: снижает эмиссию вредных веществ, риск легочных и сердечно-сосудистых заболеваний, а также значительно сокращает размеры санитарно-защитной зоны вокруг объекта эксплуатации.