Иван Грачев: Соглашение с Китаем имеет экономический характер, это результат долгих переговоров
По мнению председателя Комитета Госдумы РФ по энергетике Ивана Грачева, подписанное с КНР соглашение по газу является объективным итогом долгих взаимных переговоров с обоюдными компромиссами.
— Недавно я дал большое интервью газете «Женминь Жибао» — говорит Иван Грачев, — и там напомнил, что еще пару лет назад при общении с китайскими энергетиками и учеными-исследователями возникала невольно мысль о том, что они верят искренне в американскую пропаганду о дешевом сланцевом газе. Либо просто используют этот миф, в качестве противовеса при переговорах с нами. И эта иллюзия долгое время мешала их правильному подходу к цене на российский газ. Но постепенно вектор менялся — наши китайские коллеги, придя к определенным выводам – видимо, путем глубоких подсчетов и исследований – настраивались на предметный разговор. А после того как Шелл и BP с убытками стали уходить из Америки, да и вообще из темы сланцевого газа, иллюзии полностью стали рассеиваться. И в том интервью, вышедшем в марте, с большой степенью вероятности я предположил, что договориться до июля нам будет вполне реально. Получилось так, что договорились уже в мае. Наше соглашение – итог десятилетней совместной работы, и была уверенность, что партнеры наши согласятся, в конце концов, на европейские цены. Ну, возможно, что украинские события и последовавшая за этим реакция западных стран, ускорили подписание на месяц-два. В целом сути это не меняет.
— Но звучат разговоры, будто цены-то как раз ниже европейских.
— Тут все просто: Европа платит порядка $370 за тысячу кубометров, потому что от Ямала или Тюменской области до Берлина или Праги дальше, чем от Ковыкты до Китая. Все справедливо и нормально. Проблема, на мой взгляд, в другом — газ этих месторождений очень хороший, там много гелия, других компонентов. Учитывая его химическую насыщенность, выгоднее, с точки зрения синергетического эффекта перерабатывать его непосредственно на месте. Россия обязана заниматься тем, чтобы создавать такие производства с высокой добавленной стоимостью на базе наших энергоресурсов. И если в Китай газ будет отправляться без газохимиии, без комбинатов, которые предварительно отбирают хорошую часть, тогда сделка в итоге окажется не такой выгодной.