КИТАЙ КЛОНИРУЕТ АМЕРИКАНСКИЙ СЛАНЦЕВЫЙ БУМ
Успех придет нескоро: китайцам придется решать проблемы, которые не возникали в США. С тех пор как бедный традиционными энергоресурсами Китай обнаружил, что сидит на крупнейших в мире запасах сланцевого газа, идея пустить это топливо на подпитку экономического роста не дает Пекину покоя. Новым свидетельством тому стала недавняя находка нефтегазового гиганта «Синопек». Его геологи открыли на юго-западе КНР еще одно крупное месторождение сланцевого газа. Залегает оно на глубине свыше 4400 метров — так глубоко китайцы еще не бурили. Предельная производительность объекта, которому присвоено имя «Динъе-2HF», оценена в 105 000 кубометров в сутки, и министерство земельных и природных ресурсов с гордостью объявило, что стоять без дела месторождение не будет. Его освоение, пока даже не начавшееся, заранее провозглашено очередным технологическим триумфом Китая.
В текущую, двенадцатую, китайскую пятилетку сланцевая тема считается одной из приоритетных. С 2011 по 2015 годы КНР осуществляет программу по добыче сланцевого газа, результатом которой должен стать выход на годовой рубеж добычи в 6,5 миллиарда кубометров. А долю газа в структуре национального энергопотребления планируется увеличить вдвое. Планы амбициозные, однако, распределяя по заводам еще недобытый газ, китайские товарищи явно делят шкуру неубитой панды: сланцевый бум пока не намечается.
Газовая сверхзадача может быть выполнена разве что на бумаге, которая здесь и не то еще терпит. По итогам 2013 года Китай только-только подошел к отметке в 150 миллионов, и то если верить трубному гласу официозной «Чайна Дэйли». К третьему кварталу прошлого года в КНР пробурили 56 сланцевых скважин, из которых газ давали только 24. Из этих последних лишь 6 подошли к годовому объему в 3,5 миллиона кубов. Для сравнения: средняя американская скважина без труда выдает 5 миллионов.
Тем временем эксперты китайского энергогиганта CNOOC поделились неутешительными подсчетами. Чтобы успешно завершить «сланцевую пятилетку», китайским компаниям придется пробурить 1300 скважин, что потребует колоссальных вложений в 21 миллиард долларов.
То есть добывать-то газ в КНР можно, но главное при этом — не разориться: себестоимость китайского сланцевого сырья будет много выше, чем в США. Перспективные месторождения лежат здесь не на равнинах, как в Америке, а в слабо освоенной гористой местности вроде Сычуани, которую постоянно трясет. Обязательно скажется и изрядная глубина залежей, на которой китайцы работать не умеют. Им приходится брать в долю западные компании, которые не любят быть на вторых ролях, или вообще инвестировать не в собственные, а в американские месторождения, чтобы получить доступ к технологиям гидроразрыва. К слову, «Шелл» и «Эксон Мобил», работающие в Китае, не раз заявляли, что свои сланцевые перспективы Поднебесная преувеличивает.
У китайской экономики, правда, есть особенность, которая вообще характерна для авторитарных государственно-капиталистических систем. Если уж Пекин задумал что-то развивать, а тем более прописал это в пятилетнем плане, то он сделает это вопреки всякой экономической целесообразности, благо финансовые возможности позволяют.
Об экологических проблемах, которые влечет за собой добыча газа методом гидроразрыва пласта (он же фрекинг), китайские власти думают в последнюю очередь, и для сланцев это явный плюс. Экономический рост важнее: об экологии компартия вспоминает не раньше, чем Пекин полностью окутывает смогом, а разъяренные жители какого-нибудь захолустья начинают громить особо канцерогенный химкомбинат. Водоносные горизонты, страдающие при фрекинге от впрыска химикалий и песка, китайский закон не защищает, хотя с питьевой водой здесь бывают проблемы. Но и технологии на месте не стоят: в Техасе, например, уже обкатано ноу-хау по закачке в скважины морской воды, что позволяет экономить пресную.
Судя по тому, как развивается китайская сланцевая эпопея, бума — взрывного роста добычи и инвестиций наподобие американского — здесь не будет. Скорее можно ждать стабильного, но довольно-таки умеренного прогресса, который Китай готов щедро оплачивать. Ведь вопрос «кто станет следующей Америкой?» сейчас далеко не досужий. Сразу несколько государств, вдохновленных выгодами от добычи нетрадиционного топлива, решили повторить успех Штатов. В Азии за второе место в сланцевой гонке борются два серьезных игрока — Китай и Австралия, и борьба эта будет только обостряться. Инвесторов, верящих в сланцы, на всех не хватит, у производителей оборудования заводы тоже не резиновые. Да и добытое сырье надо будет кому-то сбывать. Хотя газ в Азии стоит почти втрое дороже, чем в США, спрос на него не будет запредельным даже при резком снижении цены. Тем более что с угля-нефти в одночасье слезть трудно.
Показательно, что Австралия, которая экспортирует газ не первый год, китайские сланцы воспринимает всерьез. Одна из ведущих консалтинговых компаний мира AT Kearney недавно предсказала австралийцам серьезное соперничество с китайцами. По ее оценкам, уже через 5-10 лет Китай будет обеспечивать сланцевым газом собственных производителей и даже попытается бороться за иностранные рынки.
России тоже следовало бы обратить внимание на китайские газовые амбиции. Думается, что китайские газовики будут не прочь потеснить «Газпром» в Азии. Российский монополист как раз задумал очередной проект века — строительство газопровода через Китай в Южную Корею. Благодаря этой супертрубе корейская Kogas сможет закупать российское топливо примерно на 30% дешевле, чем обходится ей сжиженный газ. Сейчас эта идея вышла на стадию обсуждения, хотя проект необязательно окажется рентабельным в силу довольно скромных плановых объемов поставок — до 10 000 кубометров в год. Если «Газпром» настроен серьезно, ему следует поторопиться со строительством. Не ровен час, китайский сланцевый газ выйдет на растущий азиатский рынок раньше, чем на южнокорейской трубе доварят последний стык.
http://www.km.ru/economics/2014/02/20/gazprom/732879-kitai-kloniruet-amerikanskii-slantsevyi-bum