НОВАТЭК все-таки планирует сам строить СПГ-ледоколы для Портофлота
Атомфлот, дочка Росатома, до 10 октября 2018 г должен получить проект ледокола на сжиженном природном газе ( СПГ ) мощностью 40 МВт, заказанный у финской Aker Arctic Technology еще в сентябре 2017 г Об этом 13 июня 2018 г интернет всполошился вестью о том, что НОВАТЭК изучает вопрос самостоятельного строительства и эксплуатации ледоколов на СПГ. Почему бы и нет, проект соответствует стратегии развития в части наращивания компетенций транспортировки продукции в арктическом регионе. О планах по строительству ледоколов говорил на ПМЭФ-2018 Л. Михельсон, а в мае 2018 г совет директоров НОВАТЭКа одобрил создание компании Морской арктический транспорт (МАТ), которая будет владеть и управлять флотом для вывоза СПГ по Северному Морскому пути ( СМП ). НОВАТЭКе не опровергает эту информацию. Акционер компании — Г. Тимченко, входит в ближайшее окружение В. Путина, так что комментарии излишни. Пока не ясны функции МАТ. Если решение будет принято, будет ли оно самостоятельно строить СПГ-ледоколы и оперировать ими, или как? Ясно одно, количество ледоколов в Арктике будет возрастать, поэтому нужно срочно готовить плавсостав.
Любопытно, что строительство ледоколов в рамках проекта Портофлот для обеспечения отгрузки из порта Сабетта Ямал СПГ пока предполагается на деньги Росатома и заемные средства, возвращать которые планировалось с сервисного контракта с НОВАТЭКом. Без поддержки НОВАТЭКа Атомфлоту строить СПГ-ледоколы нет резона. Рентабельность проекта, как минимум, существенно снизиться. Имея мощную поддержку власти, НОВАТЭК, похоже, мало волнуется по поводу специализации деятельности. С другой стороны, почему Росатом должен строить СПГ-ледокол, если там нет ядерного реактора? В феврале 2018 г Росатомфлот активизировал переговоры с финнами не только по ледоколу на СПГ, но и танкеру — газовозу на СПГ. Действия НОВАТЭКа, теоретически могут распространиться и на этот проект. Компетенции НОВАТЭК может получить от Совкомфлота, снохо й директора которого была дочь Г.Тимченко, по мужу К.Франк.
Стоимость СПГ-ледокола может составлять порядка 250 млн долл США. Атомфлот может их получить от Росатом с привлечением кредитов. Цена контракта на разработку тендерного проекта линейного ледокола на СПГ мощностью 40 МВт составляет 28,3 млн руб, или 354 тыс евро. Не позднее 10 октября 2018 г Атомфлот получит документацию, и вопрос встанет ребром. Строить или не строить? Преимущества СПГ-ледоколов: — активно нарабатываемая в последнее время технология использования газотурбинных двигателей на СПГ; — строят нефтеналивные танкеры на СПГ, суда — бункеровщики и тд; — это экологично. Но и атомные ледоколы имеют не меньше преимуществ: — у РФ гигантский опыт строительства атомных ледоколов; — атомные ледоколы доказали свою эффективность и технологичность; — экологичны. Спору нет, в России много газа, но имея опыт использования атомных ледоколов, возвращаться в высокоуглеродные времена — просто не комильфо.
Пока предполагается, что после получения Проект от финнов, будет тендер на строительство СПГ- ледокола. Глава Атомфлота В. Рукша сообщил, что вопросы, связанные с проектом, в т.ч структура финансирования, прорабатываются, решение может быть принято через 2-3 месяца. О том, что Атомфлот изучает возможность строительства 4 х ледоколов на СПГ для НОВАТЭКа, стало известно в 2017 г. Тогда прорабатывалась конструкция ледоколов, рассматривался и вариант атомных. В марте 2018 г замглавы Атомфлота М. Кашка упоминал возможность строительства 4 х СПГ-ледоколов для западной части СМП и Обской губы. Закладка головного ледокола планируется на весну 2020 г. Срок строительства ледокола, в зависимости от верфи составит 3-4 года. Основным претендентом на заказ является Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) в кооперации с Arctech Helsinki Shipyard- дочкой ОСК, в г Хельсинки. Правда из-за санкций ОСК продает долю участия в финской верфи. В ОСК подтвердили, что заинтересованы возможностью строительства такого ледокола, в проекте могут быть задействованы ВСЗ, Адмиралтейские верфи и Балтзавод, все зависит от загрузки стапелей.
Ямал СПГ стал 1 м п роектом НОВАТЭКа по производству СПГ. Проект реализу ется на базе Южно-Тамбейского месторождения, 1 я тех нологическая линия завода (train) была запущена в декабре 2017 г. Мощность каждой из 3 линий Ямал СПГ составляет 5,5 млн т/год СПГ, таким образом общ ая мощность Ямал СПГ — 16,5 млн т/год СПГ. Планируется и 4 я линия мощно стью 1 млн т/год, которая буде т построена как опытная, для отработки российской технологии производства СПГ. НОВАТЭК является контролирующим акционером (50,1%), его партнерами выступают Total и китайская CNPC ( по 20% ), еще 9,9% — у китайского Фонда Шелкового пути.