Сдержанно и консервативно. В. Алекперов в г Лондон представил очень новую долгосрочную стратегию
Бизнес-модель ЛУКОЙЛа позволяет эффективно развиваться даже при низкой цене на нефть, а диапазон ценовых прогнозов настолько широк, что невозможно достоверно спрогнозировать цену. Долгосрочную стратегию развития компании до 2027 г глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов представил 23 марта 2018 г в ходе Дня инвестора в г Лондон .
В качестве основных стратегических целей определены: — устойчивый органический рост добычи с фокусом на создание стоимости и раскрытие потенциала имеющейся ресурсной базы; — постоянное совершенствование нефтеперерабатывающих заводов ( НПЗ ) с максимизацией свободного денежного потока, развитие нефтехимии и газохимии; — повышение эффективности сбытовой сети и развитие премиальных каналов сбыта с максимизацией свободного денежного потока; — прогрессивная дивидендная политика и сбалансированное распределение дополнительных средств акционерам.
В сегменте разведки и добычи ЛУКОЙЛ в качестве минимальной стратегической цели славит перед собой рост добычи углеводородов на 1%/год. Этот рост предусматривается на имеющейся ресурсной базе при цене на нефть 50 долл СЩА/барр. Напомним, что в 2017 г в связи с выполнением условий соглашения ОПЕК +, ЛУКОЙЛ снизил добычу жидких углеводородов на 0,6%, до 645,8 млн барр.
При этом добыча газа за 2017 г составила рекордные 28,9 млрд м 3, что на 15,8% выше показателя 2016 г. Ежегодный объем инвестиций в течение ближайших 10 лет ЛУКОЙЛ планирует в среднем на уровне 8 млрд долл США при цене 50 долл США/барр. 80% планируемых капзатрат направлять на проекты в России, 20% — на проекты за рубежом .
В России компания планирует инвестировать в низкорисковые проекты в регионах присутствия с готовой инфраструктурой и масштабной ресурсной базой, а также в рост высокомаржинальной добычи.
За рубежом планируются точечные инвестиции в конкретные проекты. На добычные проекты будут направлены 85% капзатрат, на проекты в сфере переработки нефти — 15%. В России ЛУКОЙЛ рассматривает варианты как органического развития, так и возможных покупок. Продолжится развитие проектов на шельфе, которое для ЛУКОЙЛа — 1 из важнейших.
Так, в 2017 г добыча нефти на месторождении им В. Филановского и им. Ю. Корчагина в Каспийском море выросла до 5,5 млн т, что практически в 2,5 раза превышает показатель 2016 г. Начать добычу еще на 1 каспийском месторождении — Ракушечном — ЛУКОЙЛ планирует в 2023 г с проектным дебитом добычи более 20 тыс барр/сутки нефти.
По зрелым месторождениям Западной Сибири ЛУКОЙЛ к 2020 г рассчитывает добиться сокращения темпов падения добычи до 2-3%/год. Также не исключена дальнейшая стабилизация добычи на зрелых месторождениях.
Добиться этого ЛУКОЙЛ рассчитывает продуманного подхода к выбору технологий, оптимизации затрат и реинвестирования дополнительных доходов от роста цен на нефть. Добычу трудноизвлекаемых запасов нефти ( ТРИЗ ) ЛУКОЙЛ планирует увеличить в 2 раза к 2020 г. Следующим шагом станет рост еще в 1,5 раза к 2027 г. При этом существует дополнительный потенциал роста добычи трудноизвлекаемой нефти сверх озвученных планов. Также ЛУКОЙЛ не исключает возможности приобретения новых добычных активов в регионах присутствия. Причем это касается как России, так и зарубежных проектов, главное условие — активы не должны нести высокий уровень риска.
Новые активы в сфере переработки нефти ЛУКОЙЛ покупать не планирует. В плане перспектив развития мирового энергетического рынка, ЛУКОЙЛ взвешенно подходит к оценке его перспектив. По словам В. Алекперова, пик спроса на нефть в мире может наступить не ранее 2040 г.
При этом общий спрос на энергоносители в мире продолжит расти в связи с ростом населения и ВВП на душу населения. Наиболее быстро будет расти потребление энергоносителей из возобновляемых источников ( ВИЭ ), также ожидается рост спроса на газ. Потребление угля будет сокращаться, а спрос на нефть будет расти умеренно.
Темпы роста спроса на нефть существенно замедлятся по сравнению с текущей динамикой, но о пике спроса пока говорить преждевременно. Основным фактором роста спроса на нефть будет выступать нефтехимия, а сфера транспорта станет основном фактором неопределенности роста спроса. Средняя себестоимость добычи нефти в мире может вырасти к 2030 г до 60-70 долл США/барр в ценах 2017 г.
Это будет являться равновесной ценой к 2030 г. Долгосрочная стратегия ЛУКОЙЛа позволяет компании развиваться даже при низких ценах на нефть, подчеркнул В. Алекперов. ЛУКОЙЛ в долгосрочной стратегии развития ориентируется на цену нефти в 50 долл США/барр, что является очень консервативной оценкой.
При разработке стратегии ЛУКОЙЛ принял 2 ключевых момента: — бизнес-модель должна обеспечивать эффективное развитие даже при низкой цене на нефть, — диапазон ценовых прогнозов настолько широк, что невозможно достоверно спрогнозировать цену. Консервативный подход защищает компанию от ценовых шоков, но развитие при этом не не ограничивает.